Александр I: начало правления

Александр I: начало правления.
Император Александр I. Картина неизвестного художника.

В ночь на 12 марта 1801 года В Михайловском замке был убит император Павел I. Поднять престиж государственной власти путем ее централизации, всеобщей регламентации, администрирования, полицейского контроля ему не удалось. В ходе дворцового переворота на престол восходит последний правитель просвещённого абсолютизма, первый либеральный государь – Александр I.

В начале XIX века в России требовалось решение двух основных вопросов: отмена крепостного права и ограничение самодержавия. Эту задачу понимали еще Петр III и Екатерина II, но политика их наталкивалась на непреодолимые трудности в лице сопротивления дворянства. Понимал необходимость преобразований и Александр I, который обладал развитыми государственными и дипломатическими качествами.

В проведении реформ император не мог и не хотел опираться на убийц своего отца и его администрацию. Противниками преобразований так же могли стать и большинство дворян, купечества, чиновничий аппарат. В силу своей темности, необразованности, не мог оказать содействия реформам и простой народ. Опорой проектам изменения существующей государственной системы могло стать лишь образованное дворянское меньшинство в лице молодых офицеров, некоторая часть буржуа и зарождающаяся интеллигенция из среды литераторов. Поэтому первостепенной задачей правления Александра I стало повышение образованности населения, увеличения числа школ, университетов, распространение грамотности по всей стране.

Учителем и наставником будущего императора был швейцарец Ф.С. Лагарп, генерал и государственный деятель. Обладавший русистскими взглядами, он предлагает Александру I план реформ, которые он планомерно начал претворять в жизнь.

Александр I и первые преобразования

Начало правления Александра I началось с отмены распоряжений Павла I, за исключением указа о престолонаследии и трехдневной барщины. Восстановлены в правах военные чиновники, уволенные Павлом, возвращены ссыльные. Император уходит от мелочной регламентации, открывает свободный выезд за границу и закрывает «тайную экспедицию» — надзорный орган предыдущего правления;

При восхождении на престол Александр I заявляет, что в управлении страной намерен опираться на политику Екатерины II, ближайшим подтверждением чему стало возвращение привилегий дворянству и восстановление упраздненной отцом «Жалованной грамоты».

Император не желал зависеть от отдельных дворцовых группировок, поэтому политика его приобрела характер «лавирования». Выслав из Санкт-Петербурга непосредственных убийц Павла I, Александр I создает «Непременный совет», постоянный законосовещательный орган власти при императоре. В состав «Совета» вошли 12 старых Екатерининских вельмож, выдвигавших предложения по усилению Сената и созданию аристократической Конституции.

Опорой императора Александра становится основанный им «Негласный комитет». В составе комитета были представители нового поколения дворянства, ровесники и друзья императора, широко образованные и знакомые с западной жизнью. Они хорошо разбирались в современной международной обстановке и, не желая повторения в России событий Французской революции, являлись сторонниками либеральных реформ.

Видными деятелями «Негласного комитета» были графы Строганов, Новосельцев, Кочубей, польский князь А. Чарторыйский и другие. Действовал он в период 1801-1803гг., в течение которого члены комитета провели 35 неформальных собраний.

Обсуждению подлежали следующие вопросы:

• методы разгрома Екатерининских сановников;

• способы предотвращения революционного взрыва;

• определение ключевых направлений внешней политики;

• разработка планов внутригосударственного реформирования.

Первым разгорелся спор вокруг Сената. Партия «стариков» из графов П.В. Завадовского, А.Р. Воронцова Г.Р. Державина, в 1801 году требовала расширения прав Сената, превращения его в орган аристократической конституции, который должен был стать высшим административным, судебным и контролирующим органом. Предполагалось, что Сенат будет подчиняться императору, но иметь определенную независимость:

• утверждалась несменяемость сенаторов;

• назначения на все высшие административные должности проходили по рекомендации Сената;

• сенаторы получали право делать представления императору по поводу несогласия с его указами.

Александр I отверг их требования. Единственное, на что пошел император – расширение прав Сената: с 1801 года он становился высшим судебным органом.
В дальнейшем основными направлениями преобразовательной деятельности становятся государственное управление, вопрос о положении крестьянства, народное просвещение и образование.

Александр I и первые реформы

К началу XIX века введенная еще Петром I коллегиальная система управления находилась в полуразрушенном состоянии и нуждалась в скорейших преобразованиях. Решением вопроса стала проведенная в 1802 году реформа системы управления. На смену 12 коллегиям пришли 8 министерств (военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, финансов, торговли и просвещения). Данная мера способствовала усилению централизации государственного аппарата и упрощало управление им. Отныне решения принимались не коллегиально, а единолично министром. Он же отвечал за всю работу вверенного ему министерства. Деятельность министров распространялась на территорию всей страны. Ежедневно министры отчитывались перед императором на совместных заседательствах во главе с государем. Так образовался Кабинет министров. В 1811 году добавились еще 3 министерства: путей сообщения, контроля и полиции.

На должности министров императором были назначены Екатерининские вельможи, о которых сам Александр был невысокого мнения. Заместителями же стали молодые товарищи императора, в скором времени заменившие стариков на должностных постах.

Александр I и первые попытки решения крестьянского вопроса

В начале правления императора был избран путь поступательных изменений сложившейся системы отношений между крестьянином и помещиком.
В 1801 году император Александр I запрещает публикации о продаже крестьян с молотка. Был издан указ, по которому все сословия, кроме крепостных крестьян, получали право на частное владение землей. Предпринятый шаг имел огромное значение в плане низложения феодальной системы и в перспективе отмены крепостного права. В 1803 году состоялось подписание «Указа о вольных хлебопашцах», по которому помещики получали право освобождать крестьян вместе с землей. Указ носил рекомендательный характер и освобождение по нему получили менее 1% крестьян.
Страна остро нуждалась в грамотных чиновниках, дипломатах, технических специалистах. Усложнялась система управления, развивалась промышленность, а образованных людей не хватало. Целью реформы, которая была проведена в 1803 году, стало предоставление возможности получения образования для всех свободных людей из низших сословий. Учебные заведения страны были поделены на четыре ступени с сохранением преемственности между ними. Начальное образование получали в 2х классных приходских школах, среднее – в уездных училищах и гимназиях. В каждой губернии предполагалось основать свое высшее учебное заведение. Университеты становились центрами учебных округов, руководили системой образования на местах и подчинялись напрямую министерству Просвещения. Здесь готовили чиновников, медицинских работников, педагогов.
Начало правления Александра I было временем окрыляющих возможностей, прогрессивных реформаторских устремлений и либеральных проектов. Однако позднее императору не удалось удержать курс преобразований в желаемом направлении.
Игорь Мартынов

Добавить комментарий