Иеромонах Моисей (Боголюбов). На острие меча. Духовное возрождение армии решит ныне судьбу Отечества.

Духовное возрождение армии решит ныне судьбу Отечества.
Духовное возрождение армии решит ныне судьбу Отечества. Фото: Игорь Мартынов / сетевое издание «Отечество и вера».

Дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости.

 

Н.М.Карамзин.

«Гром не грянет — мужик не перекрестится», — говорит народ. 26 апреля 1986 года (здесь и далее даты даны по новому стилю), в канун праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) и недели Страстей Господних, произошла Чернобыльская трагедия. Затем — землетрясения, тяжелейшие бедствия идут одно за другим. Причем, становится ясно даже и тем, кто в церковь не ходит, что все эти события не случайны. Они во весь голос говорят о том, что Господь хочет нашего вразумления и спасения.

Итак, гром уже гремит. А мы всё не крестимся! И скорби от нас не отходят, но еще более умножаются. И в этих скорбях — не только наказание Господне за наше богоотступничество, но и милость Божия к нам, Его желание даровать нам куда больше любых земных благ, к которым мы устремились, — жизнь вечную.

Пророчества Отцов Святой Православной Церкви также предупреждают нас: нынешнее время — особое. За всеми сегодняшними житейскими неурядицами скрываются величайшие духовные события. Слова Спасителя: Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15) — относятся к нам, как ни к кому из живших на земле людей.

Сегодня можно услышать: но ведь уже не раз возвещалось о конце света, и все эти опасения оказались ложными. Нет, не ложными, а плодотворными. Тот страх Божий и спасал людей. Они каялись и молились, и Господь исполнял Свое обетование: «За грехи убавлю, за покаяние прибавлю». Наше положение — совсем другое, мы куда беспечнее всех прежних поколений в делах веры. И вот Господь укрепляет нас Своими великими милостями.

В 1991 году нам явился преподобный Серафим Саровский своими святыми мощами, неожиданно обретенными в городе св. апостола Петра. Мы помним пророчество преподобного о том, что перед концом времен он воскреснет плотию и начнет проповедь вселенского покаяния. Сей великий угодник Божий, которому двенадцать раз являлась Царица Небесная — больше, чем какому-либо другому святому, — вероятно, пришел укрепить нас и принять от нас, как духовник земли русской, наше покаяние, чтобы засвидетельствовать его перед Господом и испросить для нас прощение.

Тысячи православных людей преклонили в тот год колена пред ракой преподобного в Петербурге, затем — в Москве, где ее встретили 7 февраля, в день иконы Божией Матери «Утоли моя печали», в день памяти всех жертв гонений на Церковь Христову, установленный в 1918 году Поместным Собором нашей Церкви под председательством святого Патриарха Тихона, и только теперь возобновленный. Затем — на пути в Дивеево, где в первый день августа 1991 года состоялось великое торжество второго обретения мощей Саровского старца. И кабы не эта милость Божия к нам, кабы не всенародный отклик на нее, — нет, не так, видимо, закончились бы те события, которые разыгрались через несколько дней, на Преображение Господне…

Тогда же, летом, в одном из старинных храмов Вологды на образе Нерукотворного Спаса стали видны две слезных струи, истекавших из очей Спасителя. А 18 августа в Грузии, недалеко от Тбилиси, в обители преподобного Антония Марткопского, начала слезоточить старинная икона Богоматери русского письма (предположительно, Казанская). По преданию Святой Православной Церкви, явления плачущих икон свидетельствует о близости важнейших огненных испытаний.

На следующий день, как мы помним, Россия была поставлена перед серьезной опасностью. Августовский «путч» нужен был далеко не только самим «путчистам». Некоторые силы хотели бы видеть в эти взрывоопасные дни как можно больше пролитой крови. Недаром на улицах и площадях столицы сосредоточилась мощнейшая бронетанковая армада. Говорят, и палка раз в год стреляет, а уж тут…

Но Россия помолилась. В те августовские дни прошел никому не зримый единый молитвенный вздох по всей Руси, по всем ее вновь открытым монастырям и храмам… Невозможно исчислить, сколько тысяч, а может быть, миллионов людей обратило в эти дни свой взор к Богу, к Пресвятой Богородице. Даже некрещенные люди молились, как умели.

И Россия в те дни постилась. Это были дни строгого поста, посвященного Успению Божией Матери. И помощь пришла немедля. В день Толгской иконы Божией Матери — одной из величайших наших святынь, явленной там, где ныне стоит Толгский монастырь под Ярославлем, совершилось чудо. Беда отступила. Это чудо показало нам, как велика сила поста и молитвы, как близка нам Матерь Божия, как откликается Она, откликается Господь на наше обращение к Ним, на каждый наш добрый порыв, — так же, как велика радость родителей, когда дети их делают добро, и велико их желание многократно одарить детей в ответ многими своими милостями.

Но слаба еще наша молитва, холодно наше покаяние, мы продолжаем грешить, будто вокруг нас ничего не случилось: по прежнему тысячами убиваем наших детей во чреве, не носим креста, не соблюдаем постов, пьянствуем, курим и сквернословим, живем без молитвы и таинств Святой Церкви. И вновь нам предстоят, если мы не опомнимся, скорби. И вновь о них милостиво предупреждают нас Господь и Царица Небесная.

22 ноября в Смоленске, в Успенском соборе (придел Одигитрии), начала слезоточить Казанская икона Богоматери. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сделал об этом доклад на заседании Священного Синода. О каких предстоящих скорбях предупреждают нас эти слезы на лике Всепречистой Девы? От чего Она хочет нас снова кротко и любовно уберечь? Ныне совершенно ясно: силы ада делают все возможное, чтобы низринуть Отечество в кровавый хаос братоубийственной воины.

Что же нам делать? Взяться за оружие против тех, кто вольно или невольно, сознательно или подсознательно выполняет этот черный замысел? Но тогда и разразится то, чего больше всего хотят видеть враги нашей страны, делающие все, чтобы нас разделить: на партии, государства, армии, автокефальные Церкви. Противопоставить народ народу, вызвать всеобщую анархию, а потом, когда терпение народа и армии лопнет, — якобы для устранения анархии заставить русских людей убивать друг друга.

Нелепость! Беccмыслица! Дикость! Ясно же, что блага нам от такого «улучшения жизни» не будет никакого, что это будет величайшая трагедия, которая с нами может случиться и от которой нам надо удержаться во что бы то ни стало, на злость врагам и на радость всему народу нашему, на радость Господа и Божией Матери, всех святых, в земле Российской просиявших, которые непрестанно возносят за нас свои бесценные молитвы, да не прольется вновь русская кровь от русской руки. Да не будет!

И все-таки это было в нашей недавней истории, миллионы погибших в огне братоубийства, миллионы эмигрантов, тяжелейший урон для нации. Как это стало возможно?

Ответ ясен. Веками русские люди знали, кто посягнет на их веру Православную, — тот враг. «Защищая себя от нападающих врагов или выступая против них сами русские были убеждены, что они проливают свою кровь и умирают прежде всего за св. веру и Церковь, — писал митрополит Московский Макарий. — «Умрем за св. Богородицу и за правую веру», — говорили жители Владимира, когда он был осажден татарами… «Прольем кровь свою за дом Пресвятой Троицы и за св. церкви», — восклицали псковитяне во дни св. Довмонта, отражая нападения Литвы. И Димитрий Донской, отправляясь с войском из Москвы против татар, говорил прочим князьям и воеводам: «Пойдем против безбожного и нечестивого Мамая за правую веру христианскую и за св. церкви, и за всех младенцев и старцев, и за всех христиан».

И вот в начале этого века, впервые в отечественной истории, многие русские люди поверили тем, кто посягнул на веру Православную, — и разразилась катастрофа. Значит, сегодняшний выход из тяжелейшего нашего положения — во всенародном покаянном возвращении на путь святоотеческого Православия, на путь Христов. Невозможно рассечь нынешний гордиев узел сложнейших внутренних противоречий, полагаясь лишь на свой разум. Наши предки в таких случаях всецело обращались к Богу. И они сохранили наше тысячелетнее Отечество.

Если мы обратимся ко Господу с горячей молитвой, даже и совсем краткой: «Господи, помоги! Господи, вразуми!» — помощь может прийти мгновенно, в виде ясности ума и сердца, неожиданных, смелых и безошибочных решений. Этот ответ свыше может явиться переломным в наше судьбоносное время, изменить весь ход событий, сохранить независимость, целостность и силу страны и не дать втянуть нас в кровопролитие. Ибо невозможное человеку возможно Богу. Уповающий на Бога не посрамится вовек. В истории нашей страны есть множество примеров тому, как из безвыходных положений Господь и Матерь Божия выводили наш народ, если только он обращался к молитве, посту, покаянию. Тогда Сам Бог посылал нам мужей разума, веры и воли и через них указывал единственно верную дорогу.

Каждая молитва каждого человека сейчас решает судьбу страны. Каждое посещение храма, каждая покаянная слеза, каждый соблюденный постный день, каждое доброе дело, каждая даже добрая мысль, каждое «Господи, помилуй!» — сказанное по дороге на работу в автобусе, у станка, в поле, у классной доски, на боевом дежурстве. Особенно велика роль армии в это роковое время. На нее обращены сейчас взоры народа. Если ныне она будет на высоте положения, если она проявит мужество, мудрость, терпение, проявит свою духовную зрелость, она может вывести народ из беды, спасти себя и страну. Этой зрелости армия наша может достичь только в том случае, если она духовно возродится, превратится из бывшей советской армии в христолюбивое воинство. Здесь у нас есть великий опыт наших славных предков, которые и молились усердно, и побеждали отважно.

Когда против святого благоверного князя Александра Невского выступило шведское войско, князь Александр, как пишет историк Н.М.Карамзин, «молился с усердием в Софийской церкви, принял благословение архиепископа Спиридона, отер на праге слезы умиления сердечного и, вышедши к своей малочисленной дружине, с веселым лицом сказал: «Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!»

И многочисленное войско неприятеля было разбито нашей малочисленной дружиной. А через два года, в 1242 году, св. князь Александр, помолившись в церкви Св. Троицы, разгромил на льду Чудского озера ливонских рыцарей, которые, как и шведы, хотели обратить наших предков в католическую веру (при шведском войске были даже бискупы, чтобы крестить русских).

Отчаявшись водворить католичество в России оружием крестоносцев, папа римский пытался склонить святого Александра к латинству хитрыми обольщениями. В своем ответе св. Александр Невский изложил историю Ветхозаветной и Новозаветной Церкви, догматы семи Вселенских Соборов, которые хранит Святая Православная Церковь, и заключил свое послание словами: «Все это мы ведаем, а от вас учения не приемлем».

Когда его праправнук, святой благоверный князь Димитрий Донской, узнал о наступлении Мамая со всем его царством, то, как пишет Н.М.Карамзин, «в обстоятельствах столь важных, решительных, первою мыслию Димитрия было спешить в храм Богоматери и молить Всевышнего о заступлении. Облегчив сердце излиянием набожных чувств, он разослал гонцов по всем областям Великого княжения, чтобы собирать войско и немедленно вести оное в Москву. Повеление его было исполнено с редким усердием: целые города вооружились в несколько дней; ратники тысячами стремились отовсюду к столице… Стук оружия не умолкал в городе, и народ с умилением смотрел на бодрых воинов, готовых умереть за Отечество и Веру…

Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами, принять благословение Сергия, игумена уединенной Троицкой обители, уже знаменитой добродетелями своего основателя. Сей святой старец, отвергнув мир, … любил Россию, ее славу и благоденствие: летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу — смерть многих героев православных, но спасение Великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: «Вот оружие нетленное! да служит оно вам вместо шлемов!» Димитрий выехал из Обители с новою и еще сильнейшею надеждою на помощь небесную…»

Существует восьмиконечный крест, на котором можно прочитать надпись: «Сим крестом благословил Преподобный Игумен Сергий Князя Дмитрия на погана царя Мамая и река: сим побеждай врага. В лето 1380 августа 27 дня». Рязанский князь Олег, который готов был идти на брань заодно с Мамаем, узнав о таком благословении, отложил мысль помогать татарам против московских полков.

Перед Куликовской битвой к св. князю Димитрию явились посланцы преподобного Сергия, который провидел духом нужду еще раз укрепить мужество Великого князя перед сражением. Он прислал ему в благословение Богородичную просфору и своеручную грамотку. Грамотка эта, увещевая Великого князя сражаться мужественно за дело Божие и пребывать в несомненном уповании, что Бог увенчает их дело счастливым успехом, оканчивалась следующим изречением: «чтобы ты, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и Троица».

Когда оба войска сошлись лицом к лицу на Куликовом поле, в поединке с богатырем Челубеем, смертельно поразив его, пал схимонах Александр Пересвет. И много доблестных наших воинов полегло на поле том. Но вдвое более побито было татар, и битва окончилась совершенным поражением полчищ Мамая.

Во время сражения преподобный Сергий, собрав всю свою братию, возносил Богу молитвы за успех великого дела. «Телом стоял он на молитве во храме Пресвятыя Троицы, — говорит его житие, — а духом был на поле Куликовом: прозревая очами веры все, что совершалось там, он, как очевидец, поведал предстоявшей братии о постепенных успехах нашего воинства; от времени до времени он называл павших героев по имени, сам приносил за них заупокойные молитвы и повелевал то же делать братии. Наконец, он возвестил им совершенное поражение врагов и прославил Бога, поборающего русскому оружию.»

В смутное время, в 1612 году, ополчение Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского после трехдневного поста и молитвы пред Казанской иконой Божией Матери взяло Китай-город, а затем и Московский Кремль, занятые польской гвардией. В честь этой победы князем Пожарским на Красной площади был возведен Казанский собор, который ныне восстанавливается.

Генералиссимус Суворов учил русских воинов:

«Чудо-богатыри! Покой, опора, слава Отечества! С нами Бог!

Молись Богу — от Него победа.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай.

Всякое дело начать благословением Божиим.

До издыхания будь верен Государю и Отечеству.

Убегай от роскоши, праздности и корыстолюбия.

Искать славу через истину и добродетель.

Дух укрепляй в вере отеческой, Православной.

Безверное войско учить — что перегорелое железо точить.

Что дерево без корня, то почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией.

Воздай честь Небу, а потом — земле.

Люби истинную славу, отличай честолюбие благородное от надменности и гордости.

Научись заранее прощать ошибки других и никогда не прощай себе — своих.

Победи себя — и будешь непобедим».

Накануне Бородинской битвы в 1812 году русские воины молились перед чудотворной иконой Смоленской Божией Матери, а закончилось «нашествие галлов и с ними двадесяти язык» к Рождеству Христову, в честь чего в Москве был сооружен храм Христа Спасителя.

«Чем тяжелее русскому народу предстоял подвиг, — писал проф. А.А.Царевский, — чем грознее была опасность, тем крепче обыкновенно брался он за спасительный стяг своей святой веры. Готовясь к бою, войско русское молилось, постилось, нередко приобщалось Святых Тайн Христовых. Его сопровождали наиболее чтимые святые иконы. Вдохновленный верою, воин русский твердою поступью переходил пропасти, взбирался на недосягаемые снежные вершины гор, брал неприступные крепости, терпеливо и богатырски выносил и голод и холод, обороняя и спасая свое Отечество с величайшей его святынею — верой Православной. А когда Господу угодно было благословить воинство русское победою, то все, от военачальника до последнего воина, успех свой обыкновенно приписывали милости Божией, заступлению Пречистой Богоматери и святых угодников…

Так, русский император Александр Благословенный на медалях в память Отечественной войны 1812 года повелел выбить знаменательные слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему» (По словам псалма: Не нам Господи, не нам. но имени Твоему даждь славу… Пс. 113:9. — Авт.) Удивляющий мир весь своею физическою выносливостью, воин русский… силен и непобедим главным образом силою духовною. Терпение кротость, христианское благодушие и строгое неуклонное исполнение долга, безропотное страдание в болезнях и ранах — вот что изумляет и друга и недруга в наших солдатах. Храбрость, стойкость, героизм существуют, конечно, и в других apмияx, но незлобие, доброта, жалостливость, самоотвержение и скромность, всепрощение и любовь, то есть именно христианские добродетели, ставшие народными добродетелями, — вот в чем великая особенность русского солдата, удивляющая иностранцев. Основа же всех этих доблестей русского солдата и самая высокая слава и сила его в том, что он всегда исполнен горячей веры в Бога и надежды не на свои силы, а на милосердие к нему Божие. Русский солдат воистину силен и грозен тем, что всегда он был и есть прежде всего христолюбивый воин».

Покровителем наземных русских войск всех видов оружия считался святой великомученик Георгий Победоносец. Отсюда и орден его имени, который присуждался только за проявленную воинскую доблесть. Военно-морской флот (и вообще моряки) почитали святителя Николая (Николо-Богоявленский собор в Петербурге в народе назывался Николой Морским). Когда в Русской Армии появилась авиация, то покровителем военно-воздушных войск был избран св. Илия Пророк.

В нынешнем веке нам был дан пример высочайшей жертвенности, верности Богу и Отечеству в лице воина-христианина, Императора-мученика Николая II, который показал лучшие качества православной русской души. Он предпочел принять оскорбления и поношения, а затем мученическую смерть, но до последнего вздоха остался с поруганной своей Родиной, хотя, как мы знаем, имел возможность уехать за границу. Так он исполнил заповедь Спасителя: Нem больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). Именно этот завет Xристa всегда был главным духовно-нравственным основанием русского христолюбивого воинства. К счастью, несмотря на семьдесят четыре года богоборческой власти, лучшей части нашего воинства удалось сохранить высоконравственные традиции русской армии.

И все же духовно-нравственный запас нашего народа сильно оскудел. Враг делает ныне все возможное, чтобы окончательно растлить народ и развалить изнутри его армию. Падшие, отверженные духи ведут сегодня генеральное наступление на всех фронтах, и главные атаки обрушивают на воинство наше. Мы являемся свидетелями невиданной агрессии всемирной сатанической джаз-рок-диско-видеокультуры и всевозможных разновидностей оккультизма: эротической магии, экстрасенсорики, телегипноза, астрологии, хиромантии, теософии, антропософии, штейнеризма; восточных единоборств типа каратэ, кун-фу, у-шу, айкидо, тэйквандо; пресловутой научно-фантастической литературы; восточных вероучений: браманизма, буддизма, дзен-буддизма, джайнизма, даосизма, индуизма, кришнаизма, различных форм медитации и йоги; так называемых аномальных явлений: НЛО, «инопланетян», «снежных людей», «астральных пришельцев», «космических странников», «энергетических вампиров» и прочей бесовщины.

Остаться духовно беззащитной перед этой массированной атакой наша армия не может, если она хочет сохранить свою силу. Поэтому главная сегодняшняя задача наших Вооруженных Сил — духовно-нравственное возрождение на основе строгого следования вере отцов наших — Святому Православию, хранящему истины Христианства в чистоте со времен Спасителя и Его апостолов. Военная мощь, соединенная с высотой духовной, — сила необоримая, не подверженная никаким политическим шатаниям и авантюрам внутри страны и способная противостоять нападениям извне.

Что нужно сделать для спасительного духовно-нравственного возрождения армии?

1. Восстановить русскую военную присягу на верность Богу, Царю и Отечеству.

2. Восстановить институт священников армии и флота. Закрепить за военными священниками воинские части и подразделения для духовного просвещения и окормления офицеров и личного состава. Ввиду нехватки священников, на первое время решать эти задачи с помощью епархиального духовенства. Использовать в случае необходимости передвижные церкви.

3. Упразднить советскую символику на территории воинских частей и в казармах, возвратив наши традиционные военные символы (уже вернулся Андреевский флаг в наш флот). Международный сатанинский оккультный знак — пятиконечную звезду повсеместно заменить на оружие мира, непобедимую победу — православный крест.

4. Внести в казармы иконы, оборудовать походные церкви и молельные комнаты, со временем построить на территории больших частей храмы. Дать возможность крещенным солдатам и офицерам носить нательные кресты, а некрещенным — принять св. крещение. Дать возможность военнослужащим регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. С этой целью выдавать им увольнительные по воскресеньям и в дни церковных праздников для посещения храма.

5. Освятить казармы, солдатские столовые, боевую технику, самолёты и корабли, с целью изгнать из них невидимые демонские силы.

6. Совершать молебны перед всеми важными армейскими событиями. Праздновать главные православные праздники: Пасху, Рождество Христово, Троицу и другие. Поминать на панихидах воинов, жизнь свою положивших за Веру, Царя и Отечество.

7. Обеспечить возможность беспрепятственного приобщения воинов к духовному наследию Православной Церкви, прежде всего силами военных типографий. В воинских частях, на кораблях иметь библиотечки православной духовной литературы (Евангелия, молитвословы, катехизисы, жития святыx воинов и т.п.) Переиздать лучшую русскую православную литературу для воинов, достоверные книги по русской истории. Ввести в высших и средних военных учебных заведениях в программу обучения Закон Божий.

8. Вернуть в армию и на флот старые русские военные песни.

9. Нравственной изменой Отечеству считать любые проявления богохульства, «дедовщины», пьянства, наркомании, воровства, разврата. Сквернословие считать оскорблением Божией Матери, Родины-Матери, родной матери. Со всеми этими явлениями повести решительную духовную борьбу, вплоть до отлучения от Церкви.

10. Считать недопустимой в армии всякую злобу военнослужащих друг к другу. Ненависть в казарме может быть только ко гpexу. Лишь христианское братолюбие, отеческое отношение командиров к подчиненным могут вернуть в армию высокий дух единства.

11. Новые армейские уставы привести в соответствие с принципами христолюбивого воинства старой русской армии.

Не из газетных статей, а изнутри зная жизнь современной армии, мы убеждены, что выполнить эти труднейшие задачи можно только с помощью Божией, трудами военных священников, при их полном взаимодействии с командирами, всецело способствующими им в их благородном деле сплочения Вооруженных Сил, воспитания воинов-патриотов, проникнутых истинно народным духом, то есть духом православным, понимающих высокое значение духовно-исторической миссии России в прошлом и настоящем, хорошо знающих о тех вековых корнях, которыми питалось и крепло могучее древо ее государственности, достойных ее великих традиций сегодня.

Если же в нашей армии немедленно не появится православный священник, то в ней очень скоро может появиться совсем другой проповедник, с Запада или Востока, совершенно чуждый духу нашего народа, нашим традициям, интересам нашего Отечества. И просто смотреть, сложа руки, на эту духовную агрессию, которая уже началась, — это значит сдавать позиции врагу без боя. Такого поражения еще не было в истории нашей Родины, ибо наши благочестивые предки до смерти сражались за Веру, Царя и Отечество, и на первом месте была — Вера. Они знали: только святое Православие есть истинное Богообщение человека с Богочеловеком Иисусом Христом.

Еще недавно, во время большевицких гонений, за верность Православию жизни свои отдали многие тысячи наших соотечественников. Они не только считали, что между Православием и другими верованиями лежит пропасть — такая же, как между истиной и заблуждением, — но даже под страхом смерти не пошли за «обновленцами», которые пытались приспособить нашу веру к «требованиям дня», ввести новшества, которые, по сути, означали вместе с отречением от чистоты Православия отречение от Христа. Что уж тут говорить о совсем не православных учениях: католицизме, протестантизме, и даже языческих: буддизме, кришнаизме и прочих.

То, что совсем не безразлично, как веровать, показывают нам они сами, разворачивая сегодня яростную борьбу с Православием, стремясь вытеснить его из России. Они пользуются тем, что мы воспитаны безбожием и нас тут легко сбить с толку. Как грибы, растут такие демонические образования, как «Белые братья», «Богородичный центр». Но мы не должны поддаваться этому новому искушению диавола. Князь мира сего увидел, что время прямого отрицания духовной сферы бытия прошло, и, как он это всегда делал, взял на вооружение ересь — то есть всякое отступление от спасительной истины Православия, которая была закреплена на семи Вселенских Соборах святыми Отцами, вдохновленными Духом Святым. Вот почему в этой самой сложной области человеческого знания — духовной, где идет смертельная борьба за душу каждого человека, — не обойтись без специалиста. Таким специалистом является православный священник.

Наш современный военнослужащий хорошо знает сложнейшую боевую технику, физикy, электронику, но имеет крайне скудные либо искаженные понятия о духовной жизни, в этом он разительно отличается даже и от неграмотного старого русского воина. А без такого знания он не может быть глубоким патриотом своей Родины, ибо главное богатство, которое хранили и защищали наши предки, — это святыня Православия. Понять ценность этого богатства. Понять, почему Россия терпела всегда и продолжает терпеть особые нападения врагов, по слову Спасителя Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ип. 15:20). Понять все значение ее самобытности. Ее духовно-историческую миссию в мировой истории. Ощутить те вековые корни, которыми питалось российское древо государственности. Только тогда наш соотечественник сможет горячо защищать свою Родину от врагов. Он будет восхищаться не заморскими марками автомобилей и не фасонами одежды, а куда более ценными, духовными ее богатствами, которых нет в других краях.

Столетия безбожие стремилось уничтожить истинную Веру. Главные его удары были нацелены на бастионы вселенского Православия: Византию, Грузию, Сербию, Россию. Во время русско-турецкой войны 1854 г., спровоцированной французами, пражский католический епископ во всеуслышание признался, что главная цель этой войны и всех предыдущих крестовых походов — сокрушение Православия. Его слова немедленно подтвердили пушки союзного флота, обрушив огонь на нашу святыню — Соловецкий монастырь, расположенный за тысячи километров от театра военных действий. Но слова Спасителя мира, всесовершенного Богочеловека Иисуса Христа, непреложны: Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мер. 16:18). Господь и Матерь Божия, все святые потому и помогали всегда русскому воинству одолеть даже и сильнейшего врага, что Россия свято хранила верность Православию.

Только верующий православный воин знает, что смерти в бою нет. Что каждого доблестно павшего на поле брани ожидает несказанная награда — вечная радость общения с Богом в Его светлом Царствии, вечная намять Отечества и Церкви — народа Божия.

Сегодня люди мучаются от уныния, тоски, от ночных кошмаров, от страхов и злобы, не зная, что против этого действия темных сил есть не оккультно-магические (которые, наоборот, кошмар усиливают и дробят психику), но истинные, надежные духовные средства: крестное знамение, молитва, таинства Церкви (крещение, исповедь, причастие…). В казарме все эти страдания усиливаются тем, что в армии на молодого человека ложатся совершенно особые психические нагрузки, связанные с общим напряжением ратного труда, резкой переменой обстановки, дурными традициями, которым в духовном отношении здесь, по сути, ничего не противостоит. Потому зло может чувствовать себя тут как бы на свободе, диктовать свои законы.

Что труднее всего в армейской службе? Дисциплина? Нет, справедливая дисциплина только помогает служить. Труднее всего то, что выбивается из устава: злоба и жестокость. А это — явления cyгyбo духовные, коренящиеся в греховности человека, и никакими средствами, кроме духовных, их не одолеть.

Без православного духовного опыта, без понятия о смирении — важнейшего в христианстве — человек не может собственным образом принять суровый мир казармы и военного строя, и в этом — понятная причина всевозможных срывов в армейской жизни в виде жестокости н насилия. В советской армии, да и вообще в советском обществе, никто не учил нашу молодежь христианскому смирению, неразрывно связанному с христианским достоинством. Нe учил борьбе с грехом и греховными помыслами, со страстями — тому, как не дать им овладеть человеком. Никто не говорил, что эта духовная борьба — дело совершенно естественное для человека, вовсе не лишающая его радости жизни, но делающая эту радость светлой, возвышенной, истинной.

Если духовно направлять жизнь будущих воинов, начиная с приписки допризывников, если об этом будут думать не только священники, но и работники военкоматов, а затем и командиры, встречающие призывников, сами уже получившие необходимые духовные знания, — то армейская школа станет для солдата школой самоотвержения и мужества, основанных на любви к ближнему, школой победы над собой. А это — школа любви к Отечеству и отеческой мужественности в родном доме, куда вернутся не юнцы и не «потерянное поколение», а мужи и защитники.

Нет никакого сомнения в том, что как только военнослужащие начнут исповедоваться и причащаться, в армии будут совершаться все положенные церковные таинства и священнодействия, сразу пойдут на убыль случаи неуставных отношений, убийств, самоубийств и других чрезвычайных происшествий. Воинам легче будет переносить тяготы ратного труда, учений и боевых походов. Постепенно начнет меняться весь духовно-нравственный климат армейской жизни. А она, в свою очередь, станет оказывать благотворное влияние на жизнь гражданскую. Как было прежде, во времена воинской чести и достоинства.

Вспомним Великую Отечественную Войну. Тогда даже яростным гонителям Церкви, большевикам, пришлось обратиться за помощью к Православию. В 1943 году после долгого перерыва был избран Патриарх. Великая победа над сильнейшим демонические врагом началась с победы духовной. С благословения Русской Православной Церкви на разгром врага в первый же день войны, 22 июня 1941 года. С горячих молитв наших отцов и матерей. С благословения сыновей, идущих на фронт, крестами и иконами, которые воины и военачальники носили с собой. Так, мapшал Борис Михайлович Шапошников, бывший начальником Генерального штаба, носил финифтевый образок святителя и чудотворца Николая и каждый день молится: «Господи, спаси Россию и мой народ». Контрнаступление под Москвой, которое началось 5 декабря 1941 года, на следующий день после Введения во храм Пресвятой Богородицы, а закончилось к Рождеству Христову, повернуло ход всей мировой войны.

Не перечесть случаев, когда на фронте и в тылу совершались чудеса, являлась Сама Царица Небесная и избавляла от неминуемой гибели. Мы сами слышали от фронтовиков, как перед смертоносным сражением они давали обеты Богу и оставались живы. Как матери всю войну строго соблюдали постные дни, ничего не вкушая в среду и пятницу, вымаливая своих сыновей и дочерей, и их дети возвращались целы и невредимы. Основные боевые действия великой войны были закончены 6 мая 1945 года, в день великомученика и победоносца Георгия. Капитуляцию принял маршал Георгий Жуков, возивший в войну под крышей своего автомобиля образ Казанской Божией Матери.

До сих пор народу нашему не сказано во всеуслышание о том, как Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной войне. О том, за что митрополиту Гор Ливанских Илие была присуждена Сталинская премия — от которой он, когда приехал в 1947 году в нашу страну, отказался, сказав, что монаху деньги не нужны. «Пусть они пойдут на нужды вашей страны, — прибавил православный митрополит — Мы сами решили передать России двести тысяч долларов для помощи детям-сиротам, чьи родители погибли на войне». Владыке Илие были присуждены и высокие награды нашей Церкви. За что же он удостоился их? За неоценимую услугу, которую он оказал нашему народу.

Обратимся к слову протоиерея Василия Швеца — очевидца приезда митрополита Илии в город на Неве в 1947 году. «…Началась страшная, невиданная война, в которой враг имел единственную цель — уничтожить Русь Святую, уничтожить народ России, стереть с лица земли само понятие и воспоминание о России. Тогда произошло событие, имеющее огромное, промыслительное значение для судеб России, а, может быть, и для всего мира. Мы часто думаем, что все чудеса и знамения были в прошлом, а они совершаются постоянно, нужно только быть внимательными и быть в молитве. Но бывают такие знамения и для всего мира. Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна стояла на грани катастрофы. В эти дни в победу почти никто не верил, не знали, что делать, видели только гибель. Всюду были паника, страх, уныние.

Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немногие истинные христиане оставались в то время друзьями нашей страны. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей, когда терзали страну враги, стоял он на молитве о спасении России. Но, как и в 1612 году, Промыслом Божиим для изъявления воли Божией об определении судьбы страны и народа России был избран друг России и молитвенник за нее из братской Церкви — митрополит Гор Ливанских Илия (Антиохийский патриархат). Он знал — что значит Россия для мира; знал — и потому всегда молился о спасении и просветлении России.

После обращения Патриарха Александра III митрополит Илия стал еще горячее, всем сердцем молиться за спасение страны Российской от гибели, от нашествия вражеского. Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, владыка затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божией Материи, просил Ее открыть, чем можно помочь России. И вот, через трое суток бдения, ему явилась в огненном столпе Сама Матерь Божия и объявила, что он избран, как истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.

— Должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии.

— Священники должны быть возвращены с фронтов, из тюрем и начать служить.

— Сейчас готовится к сдаче Ленинград. Сдавать Ленинград нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее с крестным ходом вокруг города — тогда ни один враг не ступит на святую землю его. Это избранный город.

— Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве.

— Икона должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя.

— Затем икона должна идти с войсками до границ России.

— Когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена.

Владыка связался с представителями Русской Церкви и с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву. Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.

Все произошло так, как и было предсказано.

Ленинград действительно готовился к сдаче: многие ценности были вывезены, спрятаны или зарыты, был готов приказ об оставлении города. Нe было сил, чтобы удерживать врага. Страшный голод — ежедневно умирали тысячи людей. Тогда вынесли из Владимирского собора Казанскую икону Божией Матери и обошли с крестным ходом вокруг Ленинграда. Город был спасен. Многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград — ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Петру I: что город св. Петра избран Самой Богородицей и, пока Казанская икона Ее в городе и есть молящиеся в нем, враг не сможет войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону. Она во все времена от основания града была заступницей его, да и всей России. Интересно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования св. равноапостольной Нины — просветительницы Грузии. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России.

Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой — это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дорогам валялась брошенная техника — и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Ведь Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немецким танкам войти в Москву.

Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба и молебны, поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги. И немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона. Знаменитая Сталинградская битва началась молебном перед Казанской иконой божией Матери — и только после этого был дан сигнал к наступлению.

Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, и в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, кропило святой водой солдат. Казалось, что пришло время славной древности Российской, когда были великие молитвенники на Русской земле — Божия Матерь по их молитвам отгоняла врагов, вселяла в них ужас.

Рассказы о таких случаях во время войны приходилось слышать от многих фронтовиков, в том числе и неверующих. Хочется рассказать об одном таком свидетельстве заступничества и помощи Матери Божией. Произошло это событие во время штурма Кенигсберга в 1944 году. Вот что рассказывает офицер, бывший в центре событий битвы за город: «Наши войска уже совсем выдохлись, немцы были все еще сильны, потери наши были огромными, и чаша весов колебалась — мы могли потерпеть там страшное поражение. Вдруг видим — приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними… священники с иконами.

Многие стали шутить: «Вон попов привезли, сейчас они нам помогут». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли к передовой с иконой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? — во весь рост — их же всех перебьют. От немцев была такая стрельба — огненная стена. Но они спокойно пошли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась. Тогда был дан сигнал, и наши войска начали общий штурм города-крепости — с суши и с моря. Немцы гибли тысячами.

Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым русским штурмом в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии — и у всех, абсолютно у всех отказало оружие, они не могли сделать ни единого выстрела. Тогда-то наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Во время этого явления немцы падали на колени и очень многие поняли, в чем дело и Кто помогает русским». И еще один поразительный факт: Киев — мать городов русских был освобожден нашими войсками 22 октября (ст. ст.) — в день празднования Казанской Божией Матери.

20 тысяч храмов было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда. Сколько старших офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем, крестились. Многие командиры, да и сам маршал Жуков, говорили перед боем: «С Богом». Один офицер, сидевший на связи с летчиками во время боевых вылетов, рассказывал, что часто слышал в наушники, как пилоты горящих и подбитых самолетов кричали: «Господи, прими с миром дух мой!»

Были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, монастыри. Было разрешено перенести мощи святителя Алексия — митрополита Московского и Всея Руси в Богоявленский Патриарший собор, где стояла всю войну та самая чудотворная Казанская икона, бывшая с ополчением в 1612 году. Наступало время возрождения веры на Руси.

В 1947 году Сталин исполнил обещание и пригласил в октябре митрополита Илию в Москву. Он побоялся не исполнить указание, ибо все пророчества, переданные владыкой, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда Патриархом, и спросил, чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь. Святейший предложил подарить владыке икону Казанской Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными камнями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. Самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест…» («Русский Вестник» № 26, 1991 г.).

1947 год — важный год в нашей истории, когда, по многим признакам, намечалось возвращение нашей страны на ее традиционный путь (что вызвало ярость противной стороны и начало «холодной воины»). И не потому ли, в частности, этот год не стал таким поворотным годом, что митрополиту Илие, который приезжал в нашу страну исполнить до конца определенное Божией Материю о России в 1941 году, — то есть рассказать русскому народу правду о том, как была спасена Россия, — не дали сделать это во всеуслышание, всенародно, но лишь в храме св. князя Владимира в городе на Неве?

Так не пришла ли пора исполнить, наконец, это веление Заступницы нашей — Освободительницы России? Случаи благодатной помощи Божией нашему воинству умножаются и сегодня. Несколько лет назад в московский храм Всех Святых у метро «Сокол» вошла группа военных моряков и попросила показать им образ святителя Николая. Они поставили перед образом свечи и отдали честь святителю. На вопрос, что их привело в храм, ответили, что их корабль терпел бедствие во льдах, и кто-то из верующих предложил помолиться святителю Николаю, который, явившись, указал им выход из бедствия. Ныне вся страна наша терпит бедствие.

Мы стоим на острие меча. Родине могут предстоять тяжелые, решающие испытания. Народу все яснее: так называемые демократические структуры, призванные «спасти» страну, нисколько не лучше коммунистических. С не меньшим рвением они взялись за истребление народа. Миллионы жизней уничтожены «тихим убийством», потому что люди боятся заводить детей под угрозой голода и ничем не сдерживаемой преступности, под угрозой разжигаемой демократами гражданской войны. Любимая ловушка дьявола — ложная альтернатива. На самом деле никакой противоположности между коммунистами и демократами нет. И те и другие лишь углубляют затянувшийся кризис, служа интересам мирового антихристианства, способствуя созданию «мирового правительства» и воцарению Антихриста, главное препятствие для которого — Православная Россия. Недаром Высший Планетарный Капитал тратит сегодня миллиардные суммы, чтобы остановить наше духовно-нравственное возрождение.

Ныне все больше соотечественников начинает понимать жизненно важную необходимость православно-церковного мировоззрения. Им ясно, что лишь оно отвечает национальным интересам России. В истории нашей страны патриотизм всегда был связан с Православием.

Страна наша может быть свободной только со Христом. Так было, так и будет.

Путь к нашему спасению один: всенародный подвиг поста и молитвы, покаяние в годах богоотступничества, в нарушении всех заповедей Божиих, всецелое обращение ко Христу во Святой Православной Церкви.

27 января 1992 года.

Игорь Мартынов

Добавить комментарий