Марк Фельдман. ЗАГОВОР БЕСНОВАТЫХ.  

Марк Фельдман. ЗАГОВОР БЕСНОВАТЫХ.  
Марк Фельдман. ЗАГОВОР БЕСНОВАТЫХ.

Немцев только-только отогнали от Москвы. Закоченевшая, в сугробах, голодная столица с ночной светомаскировкой ближе к весне 42-го открыла школы. Я тоже пошел в ближайшую к дому на Веселозаводской улице. Разумеется, я был переполнен «единством народа» и «всенародной ненавистью к фашистским оккупантам»…

И вдруг на одном из уроков мой сосед по парте Харитонов — до сих помню его фамилию и внешность —мордастый и белокурый — закричал: «Не хочу сидеть с этим жидом!» Учительница, которая была для меня тогда воплощением ума и справедливости, только на миг смутилась и, полностью капитулировав перед Харитоновым (мне, конечно, не могла прийти в голову мысль о родстве их душ и образа мыслей) предложила мне пересесть: свободных парт было много…
Помню удивление, повисшее в нашем пятом классе, ожидание каких-нибудь осуждающих слов всегда строгой учительницы… Мы их не дождались. Урок продолжался.

Так он и остался уроком на всю жизнь — в череде многих других, и повторяется с железной логикой: крики и выступления национал-фашистов, молчание партии, правительства, президента, удивленное молчание советского и постсоветского общества…
На этих днях второе лицо в русском духовенстве объявило, что обвальное падение курса рубля — дело рук всемирного еврейства, что это заговор против русского народа. Далее он (было бы правильнее употребить глагол «изрыгнул»), что самое святое для евреев — денежный мешок, и ради него они готовы на все.

Здесь важно отметить две вещи. Во-первых, митрополит Санкт-Петербургский вряд ли настолько темен, что утверждение о «заговоре евреев» (Митрополит Иоанн. «Творцы катаклизмов») считает своим  оригинальным изобретением. Ему наверняка известно и то, что «заговор евреев и их мечта покорить весь мир» — любимое клише всех погромщиков вплоть до Гитлера. Быть преемником и последователем последнего хотя бы только в пропаганде — занятие  опасное и непопулярное. Во-вторых: как же может христолюбивый деятель Русской Православной Церкви своим словом возбуждать ненависть своего народа к евреям? У кого он надеется найти отклик?

Все эти вопросы (особенно — последний) — риторического свойства. По известному правилу «спрос рождает предложение» многим в посткоммунистической Росси показалось уместным разбудить самые низменные инстинкты толпы. Народ попал во второй на веку нынешнего поколения эксперимент: на этот раз — по переделке сознания из социалистического в капиталистическое. Злоба и ненависть потревоженного обывателя должны иметь конкретный адрес, и изобретать тут ничего не приходится, адрес этот известен. Не к лицу, правда, духовному пастырю вмешиваться в мирские дела и разжигать ненависть.

Но сегодня находится много людей, пожелавших использовать момент, чтобы помахать националистическим кадилом. Владимир Солоухин  (В. Солоухин. «Последняя ступень») и Эдвард Радзинский в выступлениях своих и писаниях проливают потоки слез по убитым без суда и следствия членам царской семьи, но забывают справедливости ради вспомнить десятки тысяч живьем замученных, в ходе погромов растерзанных детей и женщин. (В. Острецов. «Черная сотня и красная сотня») Это за них делает М. Горький, свидетель и очевидец преступлений царя и его правительства. «Вспомним, — пишет он в «Несвоевременных мыслях», — как добродушный русский народ вколачивал гвозди в черепа евреев Киева, Кишинева и других городов, как черносотенцы разрывали девушек-революционерок…»

Так что, если держаться ближе к истине и здравому смыслу, то следует говорить не о «еврейском заговоре», а об очередном заговоре безумных и бесноватых против еврейского народа… А ведь некогда Радзинский написал «Беседы Сократа», а Солоухин «Каплю росы», но вот поди ж ты, — никак в этом случае не скажешь, что «гений и злодейство — две вещи несовместимые»!

Совмещаются в жизни талант — и бредовая мысль о заговоре евреев. Ведь именно с подачи этих людей у подножия памятника Пушкину, на  дорожках Тверского бульвара и в десятках газет вопят о том, что все беды русского народа, все революции и расстрел царской семьи — все это результат «заговора евреев», замысливших мировое господство… Что ж, сейчас вот немцы стараются доказать недоказуемое и вымарать позорные страницы своей недавней истории, — придет очередь кусать локти русским писателям, занятым в эти дни травлей и поношением евреев.

Мой друг, только что прилетевший из Москвы с серьезным видом рассказывал: «Никого уже не интересует (в России) — еврей ты или не еврей: теперь все переключились на чеченцев и вообще на  кавказцев»… Я внимательно посмотрел на него, но не заметил, чтобы он понял грустный, в духе Шолом-Алейхема, юмор своего наблюдения. Евреи согласны на любую экстремальную ситуацию, только   чтоб их перестали замечать! И это уже принимают за снижение уровня антисемитских выступлений. Мы еще не успели «порадоваться» разгулу чеченцев в Москве как подоспело сообщение о стремительном падении курса рубля и предельно простое объяснение, которое дал этому событию в экономике страны митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.

Теперь я хочу немного отойти от вопроса участия евреев в русской революции, чтобы прояснить один философский вопрос. Все исторические факты говорят о том, что Ленин не был в заговоре с евреями, у него была своя, идея изменить жизнь русского народа к лучшему и свои причины для революционного переустройства мира. Для этого он создал партию, где процентная норма участия разных народов не соблюдалась, и, воспользовавшись всеобщей растерянностью и параличом воли, захватить власть в стране. Посмотрев неделю-другую, как Ленин этой властью распоряжается, М. Горький назвал его и Троцкого «слепыми фанатиками и бессовестными авантюристами, производящими на крови и шкуре рабочего класса опыт всемирной революции».

Горький, сам помогавший Ленину создавать партию, должен был бы знать, что всякая революция имеет свою логику и развивается по этой логике вооруженной беспощадной борьбы за власть. Можно подумать, что Ленин из кровожадности выбрал самый жестокий способ революционного переворота, хотя быв и другой— более гуманный, без насилия, жертв, без подавления свободы и инакомыслия. Большевики потому и победили, что наплевали на все демократические традиции и парламентские способы борьбы. Ленин, подобно Родиону Раскольникову, орудуя топором  революции и потеряв счет снесенным головам, утерял и саму цель, ради которой его поддержал народ… Но народ все-таки, не невеста, которую можно уговорить: сто семьдесят миллионов решили изменить существующий порядок вещей, покончить с царизмом и с вековой отсталостью.

У М. Горького в 17-м году хватило прозорливости, чтобы сказать: «На празднике, где будет торжествовать свою легкую победу деспотизм полуграмотной массы и, как раньше, как всегда —личность человека останутся угнетенной, — мне на этом празднике делать нечего, и для меня это — не праздник». А теперь очень многие в России — от священника до ученого и писателя — занялись поисками врага, на которого удобно свалить всю ответственность за жертвы, принесенные полуграмотной массой народа на алтарь деспотизма. На следующий же день после Октябрьской революции, этого «прыжка в царство свободы», полыхнуло и пламя антисемитизма. (А. Дикий. «Евреи в России и в СССР») Но тогда культурная элита страны считала это постыдным явлением, не включалась в капанию травли.

«Честный и здоровый русский человек, — писал в 17-м году Горький, — снова начинает чувствовать тревогу и мучительный стыд за Русь, за русского головотяпа, который в трудный день жизни непременно ищет врага своего где-то вне себя, а не в бездне своей глупости».
Прошло столько лет и столько всего произошло в мире! Но русский головотяп, сменив малограмотность на образованщину, не исчез. И мы не слышим голосов честных и здоровых русских людей, которые бы устыдились творимому в их стране. Среди молчания перетрусивших и равнодушных покидают Россию сотни тысяч евреев, — в их числе и те, кто защищал ее в годы войны.

И это уже не столько заговор безумных и бесноватых против евреев, сколько заговор против самой России. Очередная позорная страница ее истории.

 

«Новое Русское Слово», 22-23 октября 1994 года.

Добавить комментарий