Бронзовый «Медный всадник» и его элементы
Когда слышишь о Сенатской площади, то сразу вспоминается восстание декабристов. Но еще ранее, более чем 40 лет до этой трагической даты, на площади состоялось еще одно интересное событие – открытие памятника Петру Великому. Он сегодня известен под именем «Медный всадник», хотя отлит из бронзы. «Виновником» такой путаницы является А.С. Пушкин, написавший одноименную поэму.
Первое впечатление при осмотре памятника фиксирует своеобразную композицию сооружения: на вершине крутой скалы, мчавшийся галопом конь встал на дыбы перед самым обрывом. На коне сидит всадник – Петр I. Памятник выражает противоречивую аллегорию порыва, движения и покоя. Причем противостояние покоя и движения не скрыто, не показано намеками, а сама пластика скульптуры подчеркивает неразрывность и противоречивость этих двух состояний.
Движение представлено конем, который запечатлен в высший момент скачки: вот он встал на задние ноги, дай ему крылья и он полетит в небо. Покой выражен в фигуре всадника: уверенная посадка, небрежный поворот головы, жест властителя. Мы видим как покой (всадник – император Петр) своей силой останавливает и укрощает коня, всем своим видом как бы преподносит покой стране. Памятник как бы с помощью пластики выражает неразрывность движения, порыва и состояния покоя.
Нетрадиционно был решен вопрос с изготовлением головы всадника, которая в сочетании с фигурой создает новый образ императора. Голова гордо вскинута, лицо овальной формы, волнистые пряди волос, на которых крепится лавровый венок, большие глаза и выпуклые зрачки вырисовывают мужественное лицо императора. На этом лице можно прочитать мысль и силу в их неразрывном единстве.
Всадник сидит не на седле, а на шкуре медведя, которая олицетворяет древнюю Русь. Одежда на всаднике легкая и просторная, она не мешает движению. Она имеет некоторое сходство с одеждой русского простого народа и несколько напоминает античную одежду. К поясу прикреплен меч. Вместе с лавровым венком он свидетельствует, что перед нами царь-победитель. Конь в скульптурной композиции изображен реалистично и жизненно. Туловище коня и тело всадника тесно взаимосвязаны между собой. Стремление двигаться вперед, выраженное в фигуре коня, оказывает влияние на позу всадника. В свою очередь всадник правит конем, заставляет его встать на дыбы.
Постамент памятника – гранитная скала. Основы ее составляет гранитная глыба, обработанная по-разному с разных сторон. Форма асимметрии постамента контрастирует с фигурой коня и всадника, придавая им больше динамики.
Кто создавал скульптурную композицию «Медный всадник»
Памятник – результат работы целой группы мастеров.
1. Фальконе Этьен Морис (1716-1791) – скульптор из Франции. Является автором модели памятника.
2. Колло Мари-Анн (1748-1821) – скульптор и портретист из Франции. Вылепил голову скульптуры Петра.
3. Гордеев Федор (1746-1810) – русский скульптор, вылепил змею.
4. Екимов Васили Петрович (19756-18367) – русский мастер-литейщик. Руководил отливкой скульптурной композиции.
5. Фельтон Юрий (1730-1801) – русский архитектор. Был автором размещения памятника и руководил всеми работами.
«Гром-камень» – основа памятника
Гром-камень – это мегалит. Он стал основой для постамента памятника «Медный всадник». Его размеры поражают воображение. Длина – 13 метров, ширина – 8 метров и высота – 6 метров. Он был найден в окрестностях Санкт-Петербурга на расстоянии более 7 км от города. Перевозили камень зимой по санному пути. Его перевозка заняла почти 4 месяца. От Финского залива до столицы России он перевозился по воде на специальном судне. По прибытию в город, камень был выгружен и доставлен на Сенатскую площадь. Здесь он был отработан и получил соответствующие размеры.
Как был сделан «Медный всадник» и его открытие
Создание памятника прошло несколько этапов. Кратко эти периоды следующие.
1. Первоначально был сделана модель памятника из гипса (1969), которую две недели показывали публике.
2. Затем была проведена первая отливка памятника (1775), во время которой по техническим причинам некоторые части памятника не получились.
3. Через два года прошла вторая отливка, при которой были доделаны не получившиеся раньше части скульптуры.
После всех предварительных работ памятник был открыт 7 августа 1782 г., как раз в день столетия восхождения Петра Великого на престол. На открытии было много народа, присутствовала императрица Екатерина II. По такому торжественному случаю был издан манифест, в котором говорилось о прошении всех, кто более 10 лет сидел за долги, или был приговорен к смертной казни. Была выпущена специальная медаль.