Рязанский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположился в черте местного Кремля, в северо-восточном направлении от кремлевского вала и в южном — от Успенского собора. С трех сторон монастырская обитель окружена оградой, а с четвертой она соседствует с домом духовной консистории. Углы ограды украшают две башни, а в центральной части монастыря находится величественный храм Преображения Господня. Что интересно, колокольни на храме нет. Изначально, при монастыре также были небольшой сад и кладбище. На монастырском кладбище хоронили как монахов, так и знатных горожан. Однако в советское время кладбище было разрушено.
Сведений о точной дате основания обители нет, однако исторические источники свидетельствуют, что во второй половине 15 столетия мужской монастырь уже существовал. Известно, что в 1467 году рязанская монашеская обитель получила грамоту на вотчины от самого Ивана Васильевича — великого князя. Мужской монастырь с самого начала своего функционирования пользовался большим уважением и имел существенное влияние. Об особом статусе обители свидетельствует, например, тот факт, что все настоятели его имели сан не игуменов, а архимандритов. Также в число особых привилегий монастыря входило право начинать утренний благовест: с 1522 года, первым в Рязани звенеть начинал именно колокол Спасо-Преображенского монастыря, а за ним начинали бить колокола остальные храмы города. С 1653 года, монастырским настоятелям было дано уникальное право носить белый головной убор при священнослужении.
В 1757 года, епископ Димитрий издал указ, согласно которому рязанский Спасо-Преображенский мужской монастырь стал именоваться первостепенным. Начиная с этого момента, настоятели также получили право назначать себе наместников. Своего пика влияние монастыря достигло во второй половине 18 века, когда его настоятели-архимандриты стали одновременно исполнять обязанности ректоров Духовной семинарии.
Наиважнейшей фигурой в истории монастыря стал архимандрит Иероним Алякринский (в миру известный как Иоанн Стефанов). Протоиерей Рязанского Кафедрального собора, он также являлся присутствующим в духовной консистории Рязани и занимал должность ректора духовной семинарии. В монашество Иероним был пострижен 12 апреля 1808 года в Спасском монастыре. Несколькими днями позже, он уже был произведен в сан архимандрита. На протяжении долгого времени Иероним управлял Солотчинским монастырем. Настоятелем Рязанского Спасо-Преображенского мужского монастыря священнослужителя назначили в 1813 году. Помимо бытия образцовым духовным наставником и монастырским настоятелем, Иероним также отличался острым умом и хорошим образованием и обладал педагогическими навыками. После смерти, он с честью был похоронен на кладбище монастыря, которому так верно служил.
В 1868 году, в церковной жизни Рязани произошло переломное событие: здесь утвердилась должность викарного епископа, под руководство которого и был впоследствии передан Спасо-Преображенский мужской монастырь. Епархиальные архиереи были во главе жизнь обители с конца 19 столетия до самого ее закрытия.
Размер монашеского братства в Рязанском Спасо-Преображенском мужском монастыре существенно не менялся за всю историю его существования и оставался сравнительно небольшим – число проживавших в обители монахов постоянно составляло около 16 человек.
Тяжело сказалась на Рязанском монастыре Советская власть. В 1920 году, Спасо-Преображенский мужской монастырь был закрыт и отдан под бараки для острозаразных больных. Также в корпусах монастыря в разное время располагались: лазарет, воинские части и горисполком. Начиная с 1935 года, Рязанский монастырь находился под управлением музея, однако в течение долгого времени в его зданиях помимо различных учреждений располагались и жилые помещения.
Возрождение монастыря началось вскоре после развала Советского союза, что типично для монастырей на всей его территории В 1996 году, начался возврат монастырских зданий Церкви. Сначала в религиозный сектор были возвращены братский и настоятельский корпус – тогда в них разместили Духовное училище.
Решение же о восстановлении Спасо-Преображенского монастыря и монашеской жизни в обители было принято шестого октября в 2005 году. Наместником возобновленной обители назначили иеромонаха Игнатия. Постепенно, мужской монастырь вернули Церкви ,а в его храмах снова начали идти богослужения.