Самосовершенствование в культуре XVII — XVIII столетии

Самосовершенствование в культуре XVII - XVIII столетии.
Фото: © Игорь Мартынов / Сетевое издание «Отечество и вера»
Англоязычные исследователи переломным временем в истории изучения таких проблем как самосовершенствование личности считают XVII — XVIII столетие: если классические греко-христианские теории переход к новому качеству рассматривали как прыжок, то новый идеал самосовершенствования допускал его инкрементальность (рост во времени), то есть человек мог постепенно и без ограничения приобретать характеристики, которые бы сначала подготовили почву, а потом уже и предоставили ему новое качество.
Кроме этого, в XVII столетии философы начали дебаты вокруг того, нельзя ли самосовершенствоваться не помощью Господней, не усилием воли, не даже комбинацией этих двух способов, а благодаря помощи других людей. Тогда возникает вопрос: насколько важным самосовершенствование может быть зависимо от побуждения? Следовательно доктрина о том, что самосовершенствоваться человеку нужно в земной жизни, не отрываясь от общества, помогая самосовершенствованию других людей, и быстрее в моральном, чем метафизическом понимании, так, чтобы его деятельность приносила как можно больше добра, а не с целью достижения чего-то, на чем можно остановиться, постепенно набирала силу.

Поступок можно считать моральным лишь при условии, что его целью является достижение счастья и удачи как можно большего количества людей (французский философ Клод Гельвеций (1715-1771), Пристли (1733-1804), Джереми Бентхем (1748-1832) и др.). Философы считали, что с помощью социальных механизмов — и на первом месте образования — человек мог самосовершенствоваться бесконечно, а образование морально лишь тогда, когда обеспечивает достижение этой цели.

Самосовершенствование личности и объединение разных подходов

Начиная из XVII столетия, самосовершенствование больше не считается особенным состоянием духа человеческого, которого можно достичь, только осуществляя специфический образ жизни, например, уединиться от окружения и молиться, оно достигается нравственностью каждого прожитого дня, а переход в новое качество не является стремительным, он постепенен во времени и разноплановый по характеру.

В зарубежной философии XVII столетия относительно такого вопроса как самосовершенствование личности англоязычные исследователи выделяют несколько основных направлений. Так, в частности, А. Каплан считает, что трансцендентальная метафизика видела самосовершенствование в стремлении человека к единению с вечным, попытке достичь самодостаточности, по крайней мере, по отношению к окружающему миру. Функционалисты, напротив, идентифицировали самосовершенствование человека с «приобретением совершенства в исполнении конкретной задачи, поставленной перед ним Богом или государством», то есть человек ими рассматривался как высшая форма «инструмента» для выполнения этой задачи; телеологи думали о человеке как о «существе, которое по своей внутренней природе стремится достичь какой-то конечной цели, например, единения с вечным, единственного конца, в котором и найдет абсолютное удовлетворение».

Кроме того, телеологическая концепция моралистов XVII столетия предлагала видеть самосовершенствование в достижении какой-то отдаленной цели, а эстетическая концепция моралистов XVIII столетия — в гармоничном развитии моральных качеств; эстетическое определение самосовершенствования в основе имело принципы «упорядоченности, гармонизации, систематизации внутренней структуры» человека. Эти разные подходы к проблеме самосовершенствования личности не противоречат друг другу, а иногда переливаются один в один и даже кое в чем объединяются в единственную теорию.

Добавить комментарий