Поступок можно считать моральным лишь при условии, что его целью является достижение счастья и удачи как можно большего количества людей (французский философ Клод Гельвеций (1715-1771), Пристли (1733-1804), Джереми Бентхем (1748-1832) и др.). Философы считали, что с помощью социальных механизмов — и на первом месте образования — человек мог самосовершенствоваться бесконечно, а образование морально лишь тогда, когда обеспечивает достижение этой цели.
Самосовершенствование личности и объединение разных подходов
Начиная из XVII столетия, самосовершенствование больше не считается особенным состоянием духа человеческого, которого можно достичь, только осуществляя специфический образ жизни, например, уединиться от окружения и молиться, оно достигается нравственностью каждого прожитого дня, а переход в новое качество не является стремительным, он постепенен во времени и разноплановый по характеру.
В зарубежной философии XVII столетия относительно такого вопроса как самосовершенствование личности англоязычные исследователи выделяют несколько основных направлений. Так, в частности, А. Каплан считает, что трансцендентальная метафизика видела самосовершенствование в стремлении человека к единению с вечным, попытке достичь самодостаточности, по крайней мере, по отношению к окружающему миру. Функционалисты, напротив, идентифицировали самосовершенствование человека с «приобретением совершенства в исполнении конкретной задачи, поставленной перед ним Богом или государством», то есть человек ими рассматривался как высшая форма «инструмента» для выполнения этой задачи; телеологи думали о человеке как о «существе, которое по своей внутренней природе стремится достичь какой-то конечной цели, например, единения с вечным, единственного конца, в котором и найдет абсолютное удовлетворение».