Старец Алексей — явление псевдоправославной культуры

Старец Алексей - явление псевдоправославной культуры.
Фото: https://darudar.org/

В одном из сел около Пензы находится «Михайловская обитель», которую создал старец Алексей и называющая себя также «общиной старца Алексия». В общине есть и храм, посвященный Архистратигу Михаилу, и помещения, где живут члены этой общины. О том, принадлежит ли эта община к канонической церкви, ее представителями чаще всего умалчивается.

Ядром духовной жизни является почитание умершего в начале 2005 года «схиигумена Алексия». Личности этого старца посвящены несколько книг, часть из которых уже издавалась дважды. Кроме того, эти книги якобы подписаны благословением ряда епископов РПЦ.

В книгах о лидере общины говорится, что в миру его звали Михаил Шумилин. Будущий старец Алексей родился в ноябре 1930 года. С рождения он тяжело болел – не мог ни двигаться, ни говорить. Это указывает на то, что с такой болезнью Михаила никак не могли рукоположить в сан священника.

Когда ему исполнилось 22 года, его перевезли в Пензу. В этом городе он жил у верующих в домах, при этом не располагая собственным жильем и средствами к существованию. Позднее за ним стала ухаживать его мать, так как его речь едва можно было разобрать.

В советское время эта организация существовала подпольно, поскольку нелегальные общины преследовались. Потом же, в начале девяностых, личность старца приобрела известность и стала набирать популярность, и ее представители часто посещали православные храмы и причащались там. Постепенно строится собственный храм общины и создается обитель. Если поначалу члены общины поддерживали какое-то общение с православной церковью, то сейчас это общение фактически прекращено, контакты и связь с РПЦ разорваны.

Если говорить о книгах, которые издаются в этой общине, то они являются сборниками воспоминаний разных людей о старце. Эти люди когда-то общались со старцем и получили какую-то помощь от него.

Можно выделить основные аспекты вероучения, которые приняты в этой общине:

• ИНН – от антихриста;

• высказывается идея о том, что спасение без старца не представляется возможным;

• истинность старца демонстрируют его чудеса, в канонической же церкви священники такого совершать не могут;

• запрещается поминать старца о упокоении, поскольку он – святой.

Имеется и акафист схиигумену Алексию, который создан в стихотворной форме.

Таким образом, можно сказать, что данный культ, создатель которого так называемый старец Алексей, является сектантским и раскольническим движением, которое маскируется под православную церковь. Община не зарегистрирована, а ее члены даже были обвиняемы в мошеннических действиях.

Игорь Мартынов

Добавить комментарий