Свобода совести и религия

Свобода совести и религия.
Свобода совести и религия. Фото: Игорь Мартынов / «Отечество и вера»

Свобода совести — среди всех гражданских свобод особую ненависть у противников либеральных ценностей вызывает именно она. Клерикалы и примкнувшие к ним консерваторы называют ее «свободой от совести» и этим наглядно демонстрируют свое отношение ко всякому свободомыслию.

Свободомыслие вообще и свобода совести, как его важнейшая часть, весьма способствует проявлению инициативы. Недаром наиболее свободные в этом отношении страны — такие, как США и Япония — являются одновременно и самыми процветающими в современном мире.

Свобода совести и религия

Впрочем, у их процветания есть и еще одна причина, связанная с религиозным плюрализмом. Дело в том, что всякое движение во Вселенной порождается разностью потенциалов. Чтобы текла вода, необходима разница высот или разница давления, чтобы по проводам пошел электрический ток, нужна разность потенциалов в цепи. И в живом мире все точно так же.

Развитие жизни обусловлено в первую очередь разницей между мужским полом и женским и разницей между жизнью и смертью. Без этих двух оппозиций эволюция была бы невозможна. Не будь двух различных полов — не росла бы изменчивость, а без смерти не работал бы естественный отбор.

Развитие, как результат разности потенциалов или борьбы противоположностей — всеобщий закон мироздания. И в жизни человеческой цивилизации он играет первостепенную роль. А религия для цивилизации особенно важна, поскольку она затрагивает важнейшие вопросы не только человеческого бытия, но и всей жизни вообще. Это прежде всего взаимоотношения живых существ (как людей между собой, так и людей и окружающей природы), так и вопросы жизни и смерти.

Чем сложнее религиозная структура общества — тем это общество стабильнее и тем выше потенциал его развития. Просто потому, что в такой структуре больше противоположностей и выше суммарная разность потенциалов.

Те, кто в погоне за стабильностью пытается устранять из системы противоположности, которые кажутся лишними, на самом деле обедняет систему и вгоняет ее в стагнацию. Если упростить систему до одного элемента (например, до одной церкви, внутри которой подавлены любые разногласия) — это будет означать полную стагнацию. Если противопоставить этой церкви, допустим, атеизм, то в результате уже появится потенциал для развития — но такая бедная система будет крайне неустойчивой.

Лишь сложная плюралистичная система, где все элементы уравновешивают друг друга, но в то же время создают разность потенциалов, позволяет совместить стабильность и развитие. Именно поэтому для общества полезны религиозные расколы, схизмы и разделения, а также возникновение и распространение новых религий, учений, конфессий, культов и сект.

Да-да, и сект! Конечно, секты — это средоточие религиозного фанатизма, а фанатизм сам по себе ни к чему хорошему не приводит. Но такова уж специфика религии. Едва ли не любая церковь мечтает о массовом фанатизме своих последователей, но достичь этого, к счастью, могут только небольшие объединения верующих — такие, как секты. И в этом качестве они для общества полезны, поскольку создают наиболее высокое напряжение — а следовательно, и наиболее мощный потенциал развития.

В конце концов, именно из маленькой секты фанатичных последователей Иисуса из Назарета выросла вся необъятная христианская культура. Свобода совести — величайшее достижение человеческой цивилизации. И умалять ее — это значит не только ущемлять гражданские права тех, кто верует иначе, нежели большинство, или не верует вовсе.

Свобода совести и её умаление — это прежде всего снижение потенциала развития общества и всей человеческой цивилизации в целом. Об этом следует помнить как клерикалам, требующим ограничить права и возможности всех религий, кроме одной, так и воинствующим атеистам, которые стремятся ограничить влияние всех религий без исключения.

Религия — великая сила, но настоящую пользу обществу она приносит только в условиях полной свободы и религиозного плюрализма.

Добавить комментарий