Святая Пасха и как праздновали казаки святое Воскресение

Святая Пасха и как праздновали казаки святое Воскресение.
Пасха — особый христианский праздник, являющийся воспоминанием событий, которые стали центром всей христианской веры — «праздников праздник и торжество из торжеств». 
«Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и обложенные плотию вкупе с безплотными Силами возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата ада и само лицо смерти истребил. Но что я говорю, лицо смерти? Даже само имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном» (Святитель Иоанн Златоуст).

В современных условиях всё больше возрастает интерес к культуре и традициям казачества. Возрождение этнокультуры казачьего народа идет параллельно с повышением роли казачества в жизни общества и влияния казачества на становление мировоззрения молодого поколения. В процессе этого возрастает роль казачества в развитии национального самосознания общества, особенно в регионах России, где присутствует историческое расселение казаков.

Важную роль в жизни казачьего народа всегда играла христианская православная вера, в особенности соблюдение православных праздников, совершение таинств и обрядов. Одним из важных праздников для казаков всегда была Пасха. Празднование Пасхи продолжается сорок дней, и в течение этого времени казаки и казачки обращаются с пасхальным приветствием «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», желая друг другу Божьего благословения и благоденствия.

Празднование Пасхи проходило по-разному в различных регионах нашего отечества. Казачий народ имел различные традиции и обряды празднования Пасхи, в зависимости от местности, а что-то заимствовал из других культур при дальних походах. На порядок празднования Пасхи также большое влияние оказывала и оказывает местная «коренная», станичная или хуторская, семейная передача родовых традиций, связанных с жизнью предков. Такие традиции считаются святыми и нерушимыми, а новые, «пришлые», обряды пасхальных торжеств ассимилировались с традициями предков.

Пасха — традиции празднования

Традиции празднования Пасхи у казаков многообразны, их все нет возможности описать, так как, к примеру, донские казаки праздновали пасхальные дни согласно традициям Верхнего и Нижнего Дона, кубанские казаки имели свои особенные черты, не говоря уже о запорожских казаках, близких к культуре украинского народа. В данной статье рассматриваются общие принципы и традиции казацкой среды.

Период подготовки к Пасхе символизировал время духовного и физического очищения. К концу Страстной седмицы хозяйки-казачки пекли куличи, красили яйца, готовили творожные «паски» (пасхи), пекли поросенка, наводили в «курене» порядок и чистоту. Яйца красили в цвета, имеющие особое символическое значение. Красный цвет символизировал кровь, огонь и солнце; голубой был символом воды и неба; зеленый обозначал весь растительный мир. Согласно представлениям предков, яйца были символом новой жизни, «паска» – деревом жизни, а поросенок – символом плодородия. В пасхальную ночь все отправлялись на всенощное бдение, а рано утром, после освящения куличей и яиц, обменивались ими и «христосовались». В пасхальные дни замечали природное ликование, когда солнце играло новыми красками. Поэтому после прохождения пути Великого поста и встречи радостных дней Светлой седмицы старались надеть всё новое и светлое.

С наступлением Пасхи дарили друг другу «писанки» – сделанные из сахара или натуральные расписанные яйца. Красивые куличи и сырные пасхи были на каждом праздничном столе. Следуя старым традициям, переданным предками, казаки везли готовые блюда к храму для освящения их батюшкой. Кто приходил с корзинами, а кто и привозил целыми возами. Обратим внимание, как об этом писал современник: «А вот пасхальный стол зажиточного казака, где хозяйки тщательно придерживаются родной старины, отличался изысканным разнообразием блюд: два, три, даже четыре огромных сладких кулича с отборной крупчатой муки на коровьем масле, яйцах, сахаре и меде; одна или две кислых пасхи; творожная пасха, ягненок с сливочного масла; пара запеченных поросят – один без начинки, другой – начиненный гречкой с печенью, в зубах у них хрен; двое запеченных ягнят – одно без начинки, второй начиненный миндалем, изюмом с рисом; бедро вудженины (буженина) и бедро вудженины под сеточкой из бумаги; брюхо (зельц); жареный кабан в натуральную его величину с глазами из маслин; лук зеленый; ростки салата зеленого; миска пшена, на нем в солонке соль-крымка; немалые куски душистого сала с прорезью; несколько видов колбас: кровянка, колбаса простая домашняя, колбаса по-барски, печеночная и другие; коровье масло; сыр; сметана; венки лука; всё это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную и больше в красную краску яйцами; эти яйца были как гусиные, так и куриные. Наряду с этими яствами, в штофах и кувшинах стояли несколько сор­тов водки и наливок; здесь были и хреновуха, перчакивка, и калгановка, и кардамонивка, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, терновка и медовуха».

После возвращения из церкви и освящения пасхальной пищи для «разговения» умывались водой, освященной красной «крашенкой». Умывание такой водой давало красоту и здоровье.

Для казаков Светлое Христово Воскресение почиталось самым радостным и главным праздником в году. В первый день Пасхи был семейный праздничный обед с пирогами и мясом. Праздновали Светлую Пасху согласно общерусской традиции, но вносили и черты своей казацкой жизни. Станицы и хутора гуляли всю Светлую седмицу, в течение которой было запрещено работать, т.к. в эти дни надо было не только гулять и веселиться, но и проводить время в кругу семьи. Молодежь частенько собиралась на свои посиделки. Такая традиция семейного торжества была особенной в казачьей среде.

На Пасху казаки устраивали различные увеселения и празднования. Пасха является в казачьей культуре самым ярким праздником весеннего цикла. Празднование Пасхи начиналось с Вербного воскресенья, которое посвящалось детям и считалось важным для молодого поколения, связывая весенний цикл природы с жизненным ростом и укреплением молодого поколения. На «Вербную» устраивались праздничные ярмарки и представления, совершались долгожданные покупки и обновки для детей. В некоторых станицах и хуторах одним из традиционных действий в Вербное воскресенье было благословение вербой. Такой ритуал заключался в том, что детей легко шлепали по лицу пучком цветущей вербы, приговаривая при этом: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья!» Считалось, что это имело для детей целительную силу.

Общественные гуляния не были стихийными. Праздничные увеселения организовывались с соблюдением половозрастного принципа, согласно которому каждая группа имела свои места для увеселения. К примеру, семейные мужчины собирались своими компаниями и праздновали по-своему, молодежь собиралась подальше от старших, чаще на краю хутора или станицы, и устраивала свои карагоды. Каждая станица и хутор имели свои традиции и обряды празднования Пасхи, что можно увидеть и в наше время пасхальных торжеств на Дону и Кубани, Тереке и Дальнем Востоке, в Сибири и центральной России.

Особенно важным в праздник Пасхи считалось общение с предками. Казаки относятся к предкам с особым уважением и глубоким почтением. В разных регионах казаки в пасхальные дни почитали «родителей» по-разному, но одно является общим для всех – это слова «Христос воскресе!» на могиле предков. Во многих регионах среди казаков считалось, что в субботу перед Пасхой предки приходят к своим потомкам в гости и присутствуют до «проводов», которые совершались через неделю: во вторник, на «Радоницу», или в понедельник перед ней. В этот день в разных казачьих поселениях совершали поминальные тризны, шли на кладбище, раздавали «на помин» еду и сладости, провожая души усопших родичей со словами «Христос воскресе!».

Пасхальные традиции и обряды были, есть и будут всегда наследием наших предков и ярким примером богатства культуры казачьего народа, проявляющейся не только в различных праздничных мероприятиях и «культурно-познавательных» событиях, а в первую очередь в духе казачьего рода, преданиях и хранимых традициях, передаваемых из поколения в поколение.

Христос воскресе!
Воистину воскресе!

Игорь Мартынов

Добавить комментарий