Церковь и армия России. Сегодня нашему воину нужно особое мужество.

Церковь и армия России. Сегодня нашему воину нужно особое мужество.
Церковь и армия России. Сегодня нашему воину нужно особое мужество. Иеросхимонах Моисей (Боголюбов). Фото: Яндекс.Картинки.

Памяти иеросхимонаха Моисея (Боголюбова)

I

В день Богоявления Господня, 19 января 1992 года по новому стилю, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в келье иеромонаха Филaдeльфa (в схиме — Моисея) началась работа, которая явилась осуществлением важнейшей его идеи: если наша армия возродится духовно в христолюбивое воинство, Россия будет непобедима.

Это было через два дня после памятного всем Всеармейского офицерского собрания, на котором офицеры с большой болью говорили о той опасности, которая нависла над нашей армией: быть разделенной, как уже разделена страна, потерять боеспособность, боевой дух, все, что было наработано годами напряженною труда. Причем, предупреждения молитвенников Православной Руси говорили в тe дни, что накануне Сретения Господня, то есть около 14 февраля, в стране могут быть самые серьезные события.

И в келейной тишине закипела работа.

Не сговариваясь, здесь оказались православные литераторы. Отец игумен, духовный сын известного старца-исповедника иеросхимонаха Сампсона (Сиверса), принес из своей кельи пишущую машинку. Отец Филадельф, уже почти не встававший с постели, писал, подложив под бумагу дощечку из оргстекла. Чувствовалось, что сейчас, в этой крошечной келье с единственным узким окошком-бойницей, как на капитанском мостике, решается важнейший вопрос России: куда ей плыть. Мы помним, что уже не раз спасение Отечества в смутные времена приходило из Троице Сергиевой Лавры…

Работа шла до утра. Так быта начата статья «На острие меча», опубликованная в газете «Русский Вестник» № 6 за 1992 год и положившая начало нынешнему сборнику. Над статьей в газете помещалась Державная икона Божией Матери — точно такая, какая стояла в келье отца Моисея. К этому образу он чаще всего обращал свой взор, когда речь заходила о том, как же народу нашему обрести утерянную духовную свободу. «Все решает Пречистая!» — в этом было его главное и самое твердое упование. Все последние годы отец Моисей посвятил своему труду о Пресвятой Богородице — книге «3acьупница усердная», где приведено множество примеров из русской истории о том, как Царица Небесная приходила на помощь нашему народу даже и тогда, когда, казалось, помощи ждать уже неоткуда.

Державная икона Всепречистой Девы была обретена в день отречения Царя-мученика Николая II, 2/15 марта 1917 года, в Коломенском под Москвой. Матерь Божия явилась на ней сидящей с Богомладенцем Христом на царском троне, с регалиями — скипетром и державой.

«Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая II и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), — мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника, говорится в сказании о явлении иконы, сопровождающем ее Акафист (Джорданвиль, 1984). — И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы», в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея православно-самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны…

Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России, несомненно, возвращена. Иначе зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?»

Итак, лишь в видимом, земном понимании Россия перестала быть православной Монархией. Но в небесном, духовном значении она осталась таковой. Более того, Сама Пречистая Maтерь Божия занимает видимый духовными очами российский престол. Не дерзая проникнуть в тайны Промысла Божия, до конца непостижимого для людей, выскажем все же предположение, что, видимо, сатанинский план подготовки к приходу Антихриста после того, как будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фее. 2:7) — то есть православный Государь — был в 1917 году нарушен Самой Царицей Небесной, благодаря заступничеству Которой Господь вновь явил к нам Свою милость, и Сама Всепречистая Владычица наша стала исполнять духовную миссию Удерживающего. И какими бы могущественными ни казались правители-временщики, судьба России все эти годы была и остается, по милости Божией, прежде всего в руках ее Небесной Правительницы.

Царица неба и земли подтвердила это в 1941 году, когда земные властители страны оказались беспомощными перед сильнейшим врагом, но Сама Пречистая Богоматерь пришла на помощь неотступившему до конца от Бога народу Своему, услышала обращенные к Ней горячие молитвы. И ценой великих страданий России была дарована победа.

Это не значит, что мы xoть на йоту умаляем подвиг бойцов, проявивших в ту войну высочайшее мужество, мудрость и стойкость военачальников, самоотверженный труд подвижников тыла. Нет, никакого противопоставления тут быть не может. Все, что делает человек доброго, он делает с помощью Божией и, сознательно обращаясь к Богу за поддержкой в своих усердных грудах, он может поистине творить чудеса.

То же самое мы видим и сегодня.

1992 год давно был назван в православных пророчествах как год великих испытаний. И мы видели: беспримерное кощунственное осквернение Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя война в Грузин. Сербия в огне и скорби. И — чудесным образом хранимая под Благодатным Покровом Божией Матери Россия — хотя и в трудностях и лишениях, но, милостью Божией, под мирным небом.

Накануне Сретения Господня стали известны слова молитвенников Руси о том, что всенародной беды в эти дни не будет, она отодвинута, oтмолена — возможно, до 3 марта.

И никто не знал о том, что в самый день этого великого Богородичного праздника в Москве, в Малом соборе Донского монастыря, в месте предполагаемого захоронения святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея России, начались раскопки. Предполагаемого — ибо держались слухи о том, что eго останки были перезахоронены от беды в другое место.

Вскоре, на следующий день после праздника иконы Божией Maтери «Взыскание погибших», Господь явил нам великую милость. Сначала склеп оказался пустым и худшие опасения подтвердились. Но затем, когда его исследовали, то обнаружили, что это не склеп, а часть отопительной системы, проходившей под Малым собором. Стали копать глубже — и обнаружили хорошо укрепленный и замаскированный настоящий склеп Патриарха, его дубовый гроб.

22 февраля, в день отдания праздника Сретения, состоялось торжественное открытие святых мощей великого печальника земли Русской, молитвенника об избавлении нас от ересей и нестроений церковных, от безбожия, от междоусобной брани. Эта помощь была нам очень нужна, и, если бы не она, народный митинг, состоявшийся на следующий день, закончился бы, возможно, куда большим противостоянием и кровопролитием, чем это произошло 23 февраля 1992 года.

Вспомним: накануне августовских событий 1991 года было торжество второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца. Его святые мощи были столь же неожиданно обретены накануне войны в Персидском заливе, которая как и бомбардировки Дрездена, Хиросимы и Нагасаки в 1945 году, велась с дальним прицелом — против нашей страны, для ее устрашения, и, если бы не милость Божия, могла бы грозить мировым пожаром.

И опять 3 марта не было никакого серьезного события, лишь крушение поезда на Рижской дороге. И — новая весть: Пасху встретим спокойно.

Каждый год в Великую Субботу, накануне Светлого Христова Воскресения по православному календарю, старому стилю, в Иерусалиме происходит великое чудо, свидетелями которого является множество очевидцев: на Гроб Господень с неба сходит Благодатный Огонь. Иерусалимский Патриарх, при огромном стечении самого разного народа, в одном подризнике, с пучком незажженных свечей в руках входит в пещеру Гроба Господня. Начинается усердная молитва, всеобщее напряженное ожидание, иногда продолжающееся довольно долго.

И вот — как молния с неба, сходит Огонь, и Патриарх появляется с горящими свечами. Благодатный Огонь мгновенно передается всем. Первое время им можно умываться, даже бороды он не опаляет. Начинается всеобщее ликование.

Однажды, когда армяне оспорили право получать Священный Огонь и православным совсем не было доступа в Храм Воскресения Христова — они остались во дворе, Огонь изошел из колонны, возле которой стоял православный Патриарх. Эта колонна до сих пор стоит треснутая и почерневшая.

Какие же еще нужны доказательства истинности православной веры? Поистине, о ней камни вопиют.

В 1992 году в Иерусалим на Пасху поехала делегация Русской Православной Церкви, которая доставила Благодатный Огонь, объехав с ним многие славянские страны, в Москву, в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских, принесших нашим народам Свет Православия. В этой делегации был и офицер-афганец.

В тот удивительный солнечный день, 24 мая, Благодатный Огонь в красном светильнике внесли члены нашей делегации через Кутафью башню в Кремль. Идем за ними к Соборной площади — с черно-желто-белыми флагами, на одном из которых — двуглавый орел. На ступенях Успенского собора Огонь принимает Святейший Патриарх Алексий П. Епископ Василий (Родзянко), глава нашей делегации, сказал при этом, как они ощущали себя на передовой линии, как им негде было преклонить главу в Иерусалиме. Приземлились на самолете в Тель-Авиве — надо было заплатить огромную сумму за право сойти на землю, и если бы не Русская миссия…

Божественная литургия в Успенском соборе. Многолюдный крестный ход с Благодатном Огнем, с иконами кремлевских соборов, под звон колокольни Ивана Великого, во главе со Святейшим Патриархом (когда он поравнялся с нами, мы услышали, как он запел тропарь Успению Божией Матери: В рождестве девство сохранила еси.). Крестный ход со множеством духовенства в сверкающих на солнце облачениях направился от Успенского собора к Спасской башне. Проходим сквозь недоступные православному народу 75 лет Спасские ворота (словно мы уже не на земле, словно уже закончилась наша земная жизнь, какое чудо!). На Красной площади возле мавзолея — красные советские флаги, портреты Ленина, — кому-то это торжество света, этa пасхальная радость, увы, не по душе.

Звонит колокольня собора Покрова Божией Матери, мимо которого выходим на Варварку. По сторонам улицы — женщины в ярких народных костюмах. Весь крестный ход поет: Христос воскресе из мертвых… На Варварской площади (бывшей Ногина, теперь Славянской) — сверкающие на солнце трубы оркестра военных моряков, гирлянды разноцветных шаров, горящие буквы «СВЕТ МИРУ». Взлетающие ввысь ракеты фейерверка, голуби, выпущенные в яркое голубое небо… В постамент только что открытого памятника св. равноапостольным Кириллу и Мефодию работы В.М. Клыкова торжественно водружен светильник с Благодатным Огнем. Слова Патриарха об историческом рубеже, которым является этот день…

За три дня до этого, после всенощной праздника святителя и чудотворца Николая в Троице-Сергиевой Лавре (в день самого почитаемого нашим народом святого Благодатный Огонь по пути в Москву принял Сергиев Посад), стала ясна программа действий, организация встречи духовенства с военнослужащими одной из военных академий.

К тому времени произошло уже немало больших и малых событий, свидетельствовавших о первых шагах на пути к восстановлению того победного союза наших военных и духовенства, на котором всегда стояла и крепла Русь. Молебны на выпускных торжествах молодых офицеров, панихиды по усопшим воинам, случаи крещения целыми подразделениями… Участие хора Троице-Сергиевой Лавры в праздничном концерте, посвященном Дню Победы, в Академии Генштаба… И многое другое. Люди с погонами и в рясах, еще недавно словно бы отделенные друг от друга незримой стеной, встречались, общались от сердца к сердцу и видели друг в друге единомышленников в важнейшем — в боли за судьбу их общей Матери-Родины, в понимании необходимости единства всего народа для избавления страны из беды. И становилось ясно, что разделение это было искусственным, что никому, кроме врагов России, ее вековых основ, оно не на пользу.

1 июня, в день святого благоверного князя Димитрия Донского (все эти даты, разумеется, специально отнюдь не выбирались) вопрос о взаимодействии Церкви и Армии для спасения Отечества был поднят на высшем церковном и военном уровне.

Вскоре возникла идея создания Всероссийского православного комитета «Церковь и Армия» как постоянно действующего соединительного звена между Русской Православной Церковью и Российскими Вооруженными Силами. Эта идея получила старческое благословение. Старцы, священники благословляли генералов, офицеров, воинство наше крестиками, иконами Спасителя, Божией Матери, преподобного Сергия, святителя Тихона, св. архистратига Михаила… За воинов (почти все они оказывались крещенными) стала возноситься литургическая молитва.

При этом говорилось о том, что силой переломить pacтлениe невозможно. Нужна огромная духовная работа. Без этого никакая военная мощь ничего не даст. И это должны быть не единичные действия, но общее духовное обращение армии, единый поворот духовный.

Мысли иноков Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о необходимости духовной работы в армии, о сути момента были положены в основу статьи «Сим победиши!», которая вышла в газете «День» 17 июля, в день памяти Царя-мученика Николая II и его Семьи. Через несколько минут началась всенощная праздника преподобного Сергия Радонежского.

1 сентября, в день Донской иконы Божией Матери, инициативная группа Комитета «Церковь и Армия» встретилась с начальником Академии Генерального штаба ВС России генералом-полковником Игорем Николаевичем Родионовым. Было решено провести в Академии встречу духовенства и военных.

9 сентября 1992 года эта встреча состоялась. На ней было принято Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и Министру обороны России генералу армии П. С. Грачеву с предложением «соединить усилия Русской Православной Церкви и Российской Армии по духовно-нравственному воспитанию воинов, перейти к постоянному взаимодействию на всех уровнях». Их просили утвердить и благословить «Положение об основных направлениях участия Русской Православной Церкви в воспитательной работе с личным составом Российской Армии и Российского Военно-Морского Флота», проект которого был предложен, и «создать постоянно действующий Всероссийский православный комитет «Церковь и Армия».

Обращение подписали генералы, офицеры, наместники и иноки монастырей, священники, деятели культуры и науки. Тексты Обращения и проекта Положения были переданы в Московскую Патриархию н в Министерство обороны России. Перед самой всенощной 600-летия памяти преподобного Сергия Радонежского (номер даже задержался на несколько дней против графика) вышел в свет «Русский Вестник» с Обращением.

21 октября в Троице-Сергиевой Лавре был подписан Договор об учреждении Комитета «Церковь и Армия», а 2 февраля 1993 года, в день 50-летия победы на Волге, — протокол о создании Комитета, открытый для присоединения к нему всех представителей духовенства, военнослужащих, мирян, поддерживающих Положение о Комитете и его Устав. В тот же знаменательный день, 2 февраля, в Академии Генерального штаба, где был подписан протокол, отслужили литию об упокоении воинов, погибших в Великой Отечественной войне.

В келье отца Моисея, уже тяжело больного, осенью можно было увидеть принесенную по его просьбе из академической библиотеки подшивку «Вестника военного и морского духовенства» за 1912 год, где были, например, такие слова тогдашнего протопресвитера армии и флота:

«Армия и флот должны быть не только школой военного искусства и оплотом oт неприятеля, но и культурным центром. Здесь молодежь, собираемая с самых глухих мест нашего Отечества, должна не только обучиться владеть ружьем или ycтраивать минные заграждения, но и познакомиться с великими откровениями человеческого духа, облагородиться нравственно и просветиться духовно.

Эта последняя задача должна лежать на полковых и судовых пастырях. На офицерском составе лежит обязанность дать России сильного, выносливого, умеющего в совершенстве владеть оружием солдата; духовенство обязано развить этого солдата духовно и нравственно и сделать их добрыми гражданами и сознательными борцами за Веру, Царя и Отечество.»

В один из тех памятных дней осени 1992 года, увидев у ворот Лавры человека в погонах, один богомолец воскликнул:

— Что, наши полковники уже приезжают в Лавру? Россия непобедима!

Что бы сказал он, узнав, что этот военный человек вместе со своим начальником, генералом, приложился ко Kpecтy, которым благословил их в своей келье иеросхимонах Моисей — а в их лице все наше воинство? Впервые осенил себя крестным знамением…

II

Святыми Отцами предсказано: Россия возродится и даже возвысится, если у народа ее будет покаяние. Ибо за грехи свои, прежде всего богоотступничества, cтрадал и страдает русский народ. Грех же лечится покаянием.

Есть ли у нас сегодня покаяние? Большинство народа, кажется, по-прежнему верит антихристианской прессе, искажающей смысл русской истории и всего происходящего в cтранe сегодня, навязывающей ему губительные ценности, развращающей его. Вместо иконы в домах — по-прежнему чаще всего телевизор, в храмах лишь крошечная горсть людей, по cpaвнению со всем народом.

«И все-таки есть покаяние, есть!» — Гремел голос телесно немощного, но духовно богатырствующего схимника отца Моисея. Подтверждение тому — каждый открывшийся храм, монастырь, каждое крещение и венчание, молитва каждого человека, впервые перешагнувшего порог храма. Подтверждение тому — то, что жив народ, который враг рода человеческою давно приговорил к полному уничтожению за веру Православную, и народ этот постепенно возвращается к жизни по вере. Пусть это лишь первые шаги, но духовно они бесконечно важны и могут, по милости Божией, решить судьбу всего народа — как ради десяти праведников Господь милует целый город. Главное — в любом положении не отчаиваться, не предаваться смертному гpexу уныния, к которому всеми путями стремится склонить нас враг: мол, все безнадежно плохо, будет только хуже… «Неправда это, ложь!» — гремел голос отца Моисея.

Уныние, тем более отчаяние, если не воздвигнуть на их пути духовный заслон, могут привести человека к духовному плену — мнимой безвыходности, внушаемой ему невидимым врагом для того, чтобы привести к самой пагубной мысли — о самоубийстве. Эта мысль — всегда ложь, ибо самоубийство — никогда не выход, а переход от страданий земных, временных, к страданиям неизмеримо более страшным, и к тому же нескончаемым, вечным. Мысль о самоубийстве всегда от дьявола. При обращении ко всемогущему Богу, Который, разумеется, в одно мгновение может указать выход из любого положения, к помощи крестного знамения, таинств Церкви, мнимая безвыходность всегда рассеивается, как дым, как мираж.

В духовном отношении самоубийство ecть тягчайший грех хулы на Духа Святого, который, по слову Евангельскому, не прощается ни в сем веке, ни в будущем (см. Мф. 12:31-32; Мк. 3:28-29), есть пpямоe жертвоприношение сатане. Избави нас, Господи, oт подобных вражеских мыслей силою Честнаго и Животворящаго Твоею Креста! Пресвятая Богородица, спаси нас!

Помыслы, которые враг внушает нам, он всегда старается выдать за наши собственные мысли. Как их различать? Oт дьявольских мыслей в душу приходят беспокойство, тоска, уныние, раздражение, злоба, сомнение, осуждение ближних — все это его работа. Все мысли против Бога, Православной веры, Церкви, духовенства, против молитвы, поста, ношения Kpecтa, против крещения, исповеди, причастия — всегда от дьявола, под какими бы благовидными предлогами они к нам ни приходили.

Святые Отцы учат, что не надо входить в какое бы то ни было общение с этими мыслями, рассматривать их, но поступать с ними, как с угольком, попавшим на одежду, который тут же cмахивают с себя, пока он не прожег дырку.

Один современный cтарец. как только приходи к нему вражеские мысли, ограждал себя кpecтным знамением и говорил. «Не соизволяю». И мысли отходили.

«Упал — не лежи, встань и иди! — повторял отец Moисей. — Упacть — дело человеческое, остаться лежать — дьявольское».

Своей верой во всемогущую помощь Божию батюшка укреплял дух наших воинов, в том числе и прошедших тяжкие военные испытания. Казалось бы, человек сломлен, воля подавлена, вера в добро поколеблена. Они видели страшную работу зла и могли поверить его мнимому могуществу, тому, что оно якобы сильнее добра. Это относится не только к жестоким афганским боям, но и к мирной военной службе. Скажем, к известному явлению «дедовщины», которое так пагубно влияет на всю атмосферу нелегкой воинской жизни, отнимает самое дорогое, что здесь рождается и придает воинству великую силу, — армейское братство.

Причина этого явления — духовная. Одни, придя служить, понимают, что здесь, как никогда, важна доброта, стремление, забыв о себе, помочь товарищу, тем более тому, кто только начал службу, нужна, короче, жизнь по заповедям Христа, наибольшие из которых любовь к Богу и ближнему. А другие, что называется, ломаются и начинают верить во «всемогущество» зла и грубой силы. Опаснейшее заблуждение, основанное на незнании духовных законов. Защищая себя, эти люди терпят поражение в самом главном — наносят великий вред и своей душе. В Евангелии сказано: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:26).

Boт неловко примостился на краешке стула у кровати отца Моисея широкоплечий, громадного pocтa, несколько даже пугающей внешности десантник — ветеран Афганистана. Еще утром он в ожесточении ехал убивать какого-то своего обидчика, а через несколько часов водительством Промысла Божия оказался в этой келье. Сердобольная старушка, которая сидела рядом с ним в электричке и с которой он почему-то поделился своими планами, посоветовала.

— Поезжай-ка ты лучше в Троице-Сергиеву Лавру к монахам, они тебе помогут.

После посещения отца Моисея Господь сподобит Владимира коленопреклоненной молитвы перед мощами преподобного Сергия, первой в жизни исповеди… И, думается, не мог не запасть в его душу проникновенный рассказ батюшки о предсмертном завещании его горячо любимой мамочки (именно так он ее всегда называл): «Верь в Бога и никого никогда не обижай». Вспоминаешь об этом и как бы снова слышишь неожиданный таинственный отзвук слов великого Иоанна Предтечи, обращенных к воинам: Никого не обижайте… (Лк. 3:14).

И еще один «афганец». Худой, крепкий, жилистый, как бы весь сжавшийся в пружину и готовый к броску парень, впервые опять же дивным Промыслом Божиим — оказавшийся в Лавре. От его сухих коротких рассказов-воспоминаний волосы вставали дыбом. Он убивал. Он привык убивать. Война в его сердце еще продолжалась. И эта ясная, светлая, тихая мирность батюшки. Кроткий, любящий, всепрощающий взгляд доброго пастыря. На наших глазах происходит чудо. Воин Сергий вдруг oтодвигает неизменное здесь угощение, поднимается со стула и, поворачиваясь к присутствующим, с подкупающим смущением говорит:

— Простите меня, братья, я не знаю, что и как здесь нужно делать, но мне хочется взять и встать на колени.

И вот вопрос: когда требуется больше мужества воину — в бою или тогда, когда нужно принести кроткое покаяние во всем, что совершил в жизни: делом, словом, помышлением, волею или неволею? Когда нужно победить свое неверие, свою гордыню.

Именно гордыня является главным препятствием нашим на пути к Богу, создавшему нас.

Гордость вызвала первую доисторическую катастрофу: высший из Ангелов Божиих, светоносный Денница-Люцифер возомнил себя равным Богу, стал противиться Его святой воле, клеветать на Него, то есть отпал от своего Создателя, а потому потерял свои благодатные дары и превратился в мрачного дьявола — сатану, носителя необратимого зла.

Гордость привела ко второй космической катастрофе — грехопадению человека в лице первых людей Адама и Евы (Быт. 3), которые, послушав ложь дьявола, нарушили волю Божию и чем самым омрачили грехом всю человеческую природу. Таким образом, гордость, корень всех грехов, оторвала людей от Бога и погрузила мир в неисчислимые беды и страдания.

Гордость не имеет ничего общего с чувством собственного достоинства христианина, то есть прежде всею с чувством его сотворенности по образу и подобию Божию.

Гордость лечится смирением.

Смирение — это не какая-то покорность перед злом. Напротив, смирением побеждено зло. Сам Господь наш Иисус Христос принял крестную муку за грехи рода человеческого и этим Своим подвигом, Своим высшим смирением победил на Кресте грех, смерть и дьявола.

Именно подвижники христианства были образцом смирения, но они предпочитали лучше умереть, чем согрешить, то есть перейти на сторону зла и уступить греху.

Чтобы сделать первый шаг к Богу, нужно смирение.

Нужно как бы переступить через себя. Через свое понимание каких-то вопросов, через свои сомнения, привычки, недоумения и довериться Отцу Небесному, Его Святому Слову, довериться Матери-Церкви — как дети доверяются своим родителям, твердо зная, что они любят их и хотят им одного блага.

«Вера искренняя — отрицание своего ума, — писал святитель Феофан Затворник. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений».

Вторым шагом будет — прямое обращение к Богу в молитве. Верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк. 9:24).

И Он в ту же секунду услышит. И во всякой нашей просьбе о духовной помощи всегда поможет.

А третий шаг — прийти в храм Божий, место особого присутствия Божия. Здесь наши молитвы особенно слышны Богу.

И затем — приступить к таинствам Святой Церкви: принять святое крещение, если не крещены; попостившись дня три, прийти натощак на исповедь, очистить душу покаянием, а затем причаститься Святых Христовых Таин — получить высшее благо, какое может получить человек на земле.

И вся жизнь наша постепенно, по мере наших духовных трудов, будет преображаться. Мы почувствуем в себе новую силу. Мы поймем то, чего не могли раньше понять. Мы ощутим себя ближе к людям, почувствуем в себе новую любовь к ним. И в нас не будет ни малейшего сомнения в реальности бытия Божия, в промыслительности всего случающегося с нами и вокруг.

Но этот путь не будет простым. Мы сразу ощутим и сопротивление невидимых сил зла, которые будут делать все возможное, чтобы отвратить нас от спасительного пути, посеять сомнения, поставить на нашем пути к Богу, ко храму множество самых разных препятствий.

Главное — не верить врагу-лжецу, а верить чистой и ясной, спасительной правде Божией. Зло бессильно возобладать человеком, которого Творец, наделил свободной волей. Как мы знаем из св. Евангелия, даже для того, чтобы войти в свиней, бесам нужно было получить позволение Божие (Лк. 8:32). Наша воля неподвластна не только падшему херувиму, но даже Всемогущий Бог нас, без нашего соизволения и соучастия, спасти не может. Вот почему дьявол все время старается обмануть нас, завлекает, обещает легкую жизнь, пугает, лишь бы только мы стали творить его волю. Не верить! Всё — ложь! Верить только Богу Всеблагому — и нас никто не пересилит.

Сегодня многим нашим воинам предстоит сделать этот важнейший мужественный шаг: от неверия к вере. И это будет тот шаг, который, милостью Божией, может спасти и нас, и страну.

III

 

Ныне, весной 1993 года, в России у всех перед глазами наша теперешняя реальность, сравнимая лишь с лихолетьем военного времени.

Но при этом здесь же, у нас, сегодня н другая реальность. И она не менее, а, может, еще более важна, чем все сегодняшние кричащие факты.

Весь видимый развал страны и армии все больше обращал взор наших военных, как и всего народа, к непреходящим ценностям, не зависящим ни от каких «перестроек» и смены портфелей. К нашей Православной Церкви, чудом Божиим сохранившей веру отцов в эпоху тотального владычества богоборческого режима. Тогда, когда ставилась задача выкорчевав все корни народных традиций, изменить весь, веками складывавшийся, уклад народной жизни. Когда во всем обществе — от детских садов до домов престарелых — даже стенгазету вывесить нельзя было без идеологической цензуры, без масонского лозунга «пролетарии всех стран, соединяйтесь!» в правом верхнем углу, от которого с такой неохотой отказались недавно наши демократические органы печати.

Народ сердцем почувствовал всю цену этого беспримерного подвига. Цена его — миллионы жизней наших соотечественников, сохранивших верность Xpисту; тюрьмы и лагеря; невыразимые душевные страдания униженной, попранной, скрываемой, но не убитой любви к Богу в душе русского человека.

Разумеется, на пути этого понимания тут же встала клевета на священнослужителей — мол, в чем-то они пошли на больший компромисс с властями, чем того требовали интересы Церкви. Но нам ли их судить, если только Церковь Православная, потерявшая лучших своих сынов в затяжных многолетних боях со всевластным, казалось бы, противником, безоружная и бесправная, одна сохранила непобежденный островок Святой Руси в духовно плененной стране. — от которого и идет сегодня возрождение России?

Да, это поистине чудо Божие, которое нам еще предстоит осмыслить во всем его всемирно-историческом значении.

И все чаще военные люди вспоминали о том, что в России совсем недаром во все ее прошлые века Церковь и армия были неотделимы друг oт друга. Что народ наш совсем не по «заблуждению» или какой-то мнимой своей «темноте» выше жизни ставил Веру.

Boт так, прежде всего в душах людей, начал строиться невидимый мостик между Церковью и армией — созидаться новое единство народа, та истинная его основа, которая всегда была фундаментом Российской государственности.

Сегодня можно было бы привести множество примеров того, как взаимодействие Церкви и армии становится жизнью.

Недавно к знакомому нам священнику в его подмосковный храм обратились из соседнего военного госпиталя с просьбой причастить воинов Святых Христовых Тайн. После отравления денатуратом они были доставлены сюда самолетом в тяжелом состоянии и лежали в реанимации на искусственной почке. Об одном из них врачи сказали, что надежд на выздоровление мало.

Батюшка приехал и причастил их.

На следующий день, как потом рассказывали, у них заработали свои почки. Они стали поправляться.

Всеми нынешними скорбями Господь, очевидно, подвигает наш народ на строительство новой России и новой ее армии — духовно зрячей, могучей прежде всего духом, защищающей не «завоевания социализма» или «демократические свободы», а реальные святыни Святой Руси. Если посмотреть на духовный смысл всех последних событий, неудавшихся переворотов, политических зигзагов, заблуждений, разоблачений, падений, — то за ними окажутся не досадные недоразумения, а исполненный глубочайшего смысла, прямой, как стрела, Промысл Божий, ведущий наш народ к духовному прозрению.

Главное — никакого уныния! Развал в стране идет только видимый, материальный. В духовном плане идет стремительное, мощное созидание Новой Руси, верной своему высшему предназначению, и сегодня мы куда ближе к ее будущему величественному зданию, предсказанному святыми Отцами, чем во времена относительного материального благополучия. Насколько душа выше тела у каждого человека, настолько и духовное здание Руси важнее материального ее здания.

Какая милость Божия для нас — быть свидетелями этого торжества света! Какой праздник правды Божией, к которой возвращается целый народ — и не просто народ, но народ, который был призван нести всему миру свет Христов. И он несет — и своим падением, и этим выстраданным возвращением к Богу. И, значит отбросив все сомнения, нам надо быть усердными строителями Новой Руси, искренними ее защитниками — ведь Сам Господь нам в этом помогает.

Boт важнейший вывод, который мы должны сделать сегодня.

Все события 1992-го — начала 1993 года, связанные с усилиями по соединению Церкви и Армии, все «совпадения дат» этих событий с важными днями церковного календаря, о котором мы говорили, и много других больших н малых событий, когда словно бы сами собой совершались невозможные по обычным меркам встречи и все обстоятельства явно благоприятствовали этому делу; все то тепло, которое появлялось в глазах людей — и военных, и духовных, — когда заходил разговор на тему соединения Церкви и Армии — словно бы речь шла о встрече давно не видевшихся близких людей, братьев; включая ясное, твердое, горячее и несомненное благословение этого дела архиереями, священниками, старцами, монахами — духовными людьми, молитвенниками, которым открыта воля Божия — сразу, несомненно, от всей души, двумя руками, как сказал выдающийся наш архипастырь, включая, наконец, и то, что дело это сопровождалось искушениями — большими и малыми препятствиями на его пути, — все это говорило о том, о чем и дословно свидетельствовали наши пастыри.

ГОСПОДЬ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ И ПОМОГАЕТ ДЕЛУ СОЕДИНЕНИЯ НАШИХ ЦЕРКВИ И АРМИИ.

И, следовательно, какие бы препятствия оно ни встречало на своем пути, какие бы тут ни происходили временные остановки, зигзаги, — нет силы, способной его ocтановить, что бы ни казалось снаружи. Если же лично мы устранимся от этого дела, проявим нерешительность, чего-то побоимся, то это будет только нашим личным грехом, a дело все paвнo пойдет вперед, но сами мы лишим себя войти в радость Господа своего — вместо нас войдут другие. Ибо воля Божия непреложна.

Почему даже и препятствия, которые вставали на пути этого дела, действительно, являются подтверждением его промыслительности?

Потому что таков духовный закон: как учат св. Отцы, если делу не сопутствуют искушения, оно, значит, Богу не угодно.

Boт, например, задумали высшие военные совершить паломническую поездку в монастырь, выбрали время, их там ждут… Вдруг звонок сверху: отставить.

Искушение.

Духовному человеку тут все ясно: все правильно, так н должно было быть. Эго значит, что кому-то эта поездка не понравилась. Значит, тут шло истинное духовное движение вперед. Ведь поездка в монастырь, участие в богослужении, молитва, да еще, Бог даст, исповедь, причастие — это не просто культурное мероприятие, это — выход на незримое ноле боя, где идет борьба за каждую душу. А тут — не просто военные люди могли получить духовную пользу для себя, но н принять потом решения в пользу воцерковления всей армии. Враг — дьявол, демоны, те люди, которым они внушают свои мысли и которые им поддаются — в панике. Звонки, приказы… Под каким-то предлогом все отменяется.

О чем это говорит? О том, что дело шло в правильном направлении, что оно угодно Богу и неугодно его врагу.

На что рассчитывает враг? На то, что мы отступим. Не увидим здесь дьявольского искушения, а увидим «объективные препятствия». Чтобы мы сказали — как бывает иногда после искушений, которые сопутствуют добрым делам: «Да чтоб я когда-нибудь еще кому-нибудь сделал доброе дело?»

Св. Отцы говорят: радуйтесь, когда впадаете в искушения. Потому что Господь, попуская их, показывает, что мы — на правильном пути. Каждый столяр знает, что если рубанок слишком легко идет по доске, значит, нет работы.

Или, например, такая типичная картина.

Заходит речь о воцерковлении армии и флота. С одной стороны, все генералы, адмиралы, офицеры соглашаются с этой необходимостью и проявляют искреннее желание помочь. А с другой — недвусмысленно дают понять, что у них связаны руки, ссылаясь, скажем, на только что полученные ими новые временные воинские уставы, в которых на эту тему нет ни слова. И такой духовный плен сковывает многих, на всех уровнях, во всем.

Однако все это вовсе не значит, что тут нужно останавливаться перед этими невидимыми преградами. Зачем же мы будем творить волю человекоубийцы, который все делает для нашей погибели? Нет — только волю Спасителя нашего! Только перед Ним мы будем отвечать за все наши дела, слова даже помышления. Так что — смелость, решимость, вера, ясный и недвусмысленный выбор: с Богом! И — по-суворовски, с молитвой — вперед! И — победа.

Можно быть уверенным, что враг постарается дело соединения Церкви и Армии, насколько возможно, остановить. Ему это не удастся, Бог всесилен. Тогда он захочет его извратить. Создать, скажем, параллельные лже-«комитеты» с теми же вроде бы задачами, подключить к этому движению другие конфессии, якобы нам тут без них не обойтись, пустить в ход ересь всех ересей — экуменизм, и т.п.

Но зачем же параллельные? Всероссийский православный комитет «Церковь и Армия» создан для всей России. Он — именно православный, таково второе слово в его названии. Он зародился и благословлен в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в него Лавра преподобного Сергия вдохнула истинно православный дух, и этого духа старцы и отцы завещали нам твердо держаться. Они завещали: ничего не делать от себя, но — но воле Божией. Было даже так сказано: «Пусть лучше это дело совсем заглохнет, чем оно уйдет куда-то на сторону».

Итак, не останавливаться надо перед всеми преградами, а преодолевать их. Но преодолевать, зная, что преграда эта духовная. И значит, преодолевать ее нужно прежде всего духовными средствами, не внешним, а внутренним деланием, смирением, терпением, ношением креста, участием в таинствах Церкви, испрашиванием духовного благословения на всякое важное дело, исповеданием грехов, постом, молитвой (Господи, благослови; вразуми, помоги, укрепи; избави от всяких искушений; да будет воля Твоя святая…)

И Господь всем неотступно идущим вперед и всем просящим Его помощи помогает. А отступает на время и дает некоторую свободу искушениям, чтобы укрепить нас. Мы знаем: избалованный ребенок — плохой ребенок, нетренированный воин — плохой воин. Так же к нам относится и Господь.

Да, сегодня, видимо, можно сказать, что Господь ведет нас по пути освобождения. Но, как говорил иеросхимонах Моисей, змея, когда ей прижмут голову, бьет хвостом. Побеждаемый враг в своей безумной ярости может еще много бед натворить. Oт каждого нашего шага к Богу, к Церкви, oт глубины нашего покаяния, oт каждой нашей молитвы и доброго дела зависит, чтобы меньше было жертв у нашего многострадального народа на пути его изволения из духовного плена.

Pacсуждения же о том, что, мол, у России больше нет врагов, нужны только нашим врагам. У России не будет врагов только в одном случае — если она не забудет, что она — Россия. Что она — независимое государство, служащее не источником сырья для «цивилизованных» стран, а имеющее свою ocoбую, Богом данную ей миссию — хранить истинную веру на земле, устои православного жизненного порядка. Вот почему враги христианства и России взяли сегодня на вооружение рассуждения об отсутствии у России врагов — они надеются, что Россия, наконец, перестанет сознавать свою историческую роль и вообще сойдет со сцены как самостоятельный государственный opганизм. При этом они воспользовались глубоко ощущаемой нашим народом, предсказанной за много лет святыми Oтцами потребностью oтказа от коммунистической идеологии, ставшей для нашего народа духовной темницей, заслоном на его пути к Богу и спасению.

Под прикрытием слома коммунистической системы они решили разрушить все Русское государство, ложно объявив, что это якобы одно и то же. Неправда, верная себе Россия и коммунизм — величины противоположные. Коммунистическая идеология была силой и oбманом навязана нашему народу, чтобы привести к тем жертвам, которых не знала мировая история. Другое дело, что народ наш лишь внешне воспринял ее, a душа его ocталась прежде всего христианкой, и получилось странное, болезненное соединение того и другого, нисколько не оправдывающее антихристианской, человеконенавистнической cyти коммунизма.

И путь у нас один — движение не назад, а вперед. То есть — к Богу. По тому единственному вековому пути, которым Россию вели ее проверенные идеалы: Православия, Самодержавия, Народности. И только таким может быть истинное возрождение России, то есть возвращение к корням, которые будут питать ее крону, а она — плодоносить. Под кровавыми «экспериментами» XX века: большевицкими, коммунистическими, демократическими, некоммунистическими — должна быть подведена, наконец, жирная черта. Смутное время междуцарствия может закончиться только так, как закончитась и смута ХVII века: Земским Собором, избравшим самодержавного Царя. Все остальные формы правления, включая конституционную монархию, могут быть лишь ширмой для деятельности антиправославных, антинародных, мacoнcкнx сил.

Ясно сознавая этy цель и то, что мировoe зло больше всего не хочет именнo такого поворота событий и постарается сделать все, чтобы не дать нам освободить cтрану, вернуть ей незаконно отнятую у нее в 1917 году исторнческую самодержавную государственность (как мы знаем, Царь-мученик Николай II отрекся от престола не добровольно, и при этом он не отрекался oт самодержавия как фоpмы правления), — мы должны поставить перед собой и вторую цель: сохранить миp, избежать гражданской и любой другой войны.

Возможна ли такая двоякая цель?

ЧЕЛОВЕКАМ ЭТО НЕВОЗМОЖНО, БОГУ ЖЕ ВСЕ ВОЗMOЖНO (Мф. 19:26).

Если мы oбpaтимcя к Богу, если у воинства нашего появится единый порыв к вере, может произойти то чудо, которое уже нс раз бывало в нашей истории: неприятель может отойти, почувствовав за нaми силу необоримую, даже и не решившись напасть на нас, пусть и обладая превосходящими материальными силами. Ибо еслн Господь за нас, то кто на нас?

Прошедшие события говорят о том, что если даже те скромные, робкие шаги нашей apмии в сторону Православия, кoтopыe были cдeланы в 1992 — начале 1993 года, были приняты Господом и сыграли свою неоценимую роль в том, что Бог миловал — и продолжает миловать наш народ oт кровавой беды, oт полной оккупации и деморализации страны, — то решительный, недвусмысленный, суворовский по своей духовной сути, по своей смелости переход нашей армии на позиции Православия может принести удивительные плоды и привести к полному, всепобедному дyxoвнoму и физическому освобождению сграны.

И все построения полнтологов, все карты и схемы событий, все колоды политических карт, все даже незыблемейшие, как кажется, обстоятельства сегодняшней нашей жизни изменятся, причем так, как ни один человек сейчас не в силах вообразить.

Разве в 1984 году кто-нибудь мог себе представнть, как будут дальше развиваться события? Что Caнкт-Петербург снова станет Санкт-Петербургом, что генеральный секретарь ЦК КПСС — страшно подумать — сам выйдет из партии! И многое другое. Да это даже во сне присниться не могло! Лишь пророчества св. Отцов Православной Церкви говорили: что советской власти Богом определено существовать 74 года. И так и получилось: именно на 75-ю годовщину октябрьского переворота привычная команда в красивых шапках не поднялась на трнбуну бесовского капища на Красной площади.

Вот также дело обстоит и сегодня. Господь может сделать так, что Россия сбросит с ceбя всех своих врагов и снова станет независимой, процветающей, уважающей себя и уважаемой всем миром нравославно-самодержавной, миротворческой Империей Добра, удерживающей мировое зло.

Но хотим ли мы этого — того же, чего хочет Бог?! — вот главный сегодняшний вопрос. И если да, то что для этого делаем? С Богом ли мы в душе? Или у нас цели иные?

Все решается в нашем сердце.

Без возрождения наших душ возрождение России — Святой Руси невозможно, ибо Россия — это не камни н деревья, не дороги и дома, а прежде всего — души русских людей. Именно их возрождения и спасения хочет Господь. И все делает для того, чтобы мы осознали это. И — безвозвратно пришли к Нему. И даже, если потребуется, нашли в себе мужество исповедовать свою веру, и постоять за нее тогда, когда для этого, может, придется пострадать.

И Господь нас не ocтaвит. ВСЯКОГО, КТО ИСПОВЕДУЕТ МЕНЯ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ, ТОГО ИСПОВЕДУЮ И Я ПЕРЕД ОТЦЕМ MОИМ НЕБЕСНЫМ (Мф. 10:32). HE БОЙСЯ, МАЛОЕ СТАДО! ИБО ОТЕЦ BAШ БЛАГОВОЛИЛ ДАТЬ ВАМ ЦАРСТВО (Лк.12:32). В МИРЕ БУДЕТЕ ИМЕТЬ СКОРБЬ; НО МУЖАЙТЕСЬ: Я ПОБЕДИЛ МИР (Ин. 16:33). И CЕ, Я С ВАМИ ВО BCЕ ДНИ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА. АМИНЬ (Мф. 28:20)

Многие, наверное, ceгодня и не вспомнят. чем примечателен был день 10 декабря 1992 года. Съезд народных депутатов? Какой же по счету?..

И все-таки в тот день произошло великое событие — большee, чем любая, caмaя громкая и разрушительная гражданская война, — был сохранен мир.

Каждый такой день — это не просто день без особых событий. За ним — молитвенный труд, подвиги поста н доброделания, человеческого самоотвержения. За ним — молитвы миллионов святых, милость Царицы Небесной, любовь Божия к роду человеческому. Мирный день — это незримая победа божественных сил над силами ада.

Мы знаем, что 10 декабря 1992 года страна наша вновь былa на грани гражданской войны.

И нам, слава Богу, в тот день был дарован мир.

Это был день иконы Божией Maтери «Знамение», установленный в честь благодатной помощи Пресвятой Богородицы русским воинам в Новгороде Великом в 1170 году.

Когда в Троице-Сергиевой Лавре уже отслужили всенощную празднику Знаменской Божией Maтери, в полночь на колокольне раздался звон, возвещавший о том, что один из иноков монастыря oтошел ко Господу.

К Заступнице Усердной, Которой он всегда горячо молился за Россию…

То звонили по отцу Моисею.

 

Вечная ему память!

 

Церковь, Армия, Держава:
итоги 1992 — начала 1993 года, мысли о будущем

7 апреля 1993 года.

Игорь Мартынов

Добавить комментарий