Главный военный священник Первой мировой войны

Военный священник Первой мировой — отец Георгий Шавельский

За три года до начала Первой Мировой войны в 1911 году на должность протопресвитера русской армии и флота был назначен военный священник отец Георгий Шавельский. Это было началом изменений в служении всего военного священства.

Георгий Шавельский (1871-1951) родился в селе Дубокрай Витебской губернии в семье дьячка. Окончив Витебскую духовную семинарию в 1895 году был рукоположен в сан священника. Был настоятелем Суворовской Церкви Санкт-Петербурга. В 1902 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию защитив магистерскую диссертацию «Последнее воссоединение униатов Белорусской епархии (1833-1839)».

В годы Русско-Японской войны отец Георгий был полковым священником, потом дивизионным благочинным и уже под конец войны стал главным священником Маньчжурской армии. В 1906-1910 гг. отец Георгий занимал должность законоучителя в Смольном институте и был профессором богословия Историко-филологического института.

С назначение на должность протопресвитера русской армии и флота отец Георгий усилено стал работать над преобразованиями в сфере духовного служения священников в армии. В 1913 году отец Георгий Шавельский написал брошюру «Служение священника на войне». Основываясь на личном опыте, как военный священник, отец Георгий изложил свой взгляд на роль духовенства в армии. Изданная брошюра вызвала интерес как духовенства, так и светских кругов. По мнению отца Георгия служение военного священника на войне «можно свести к минимуму, но можно (и должно) расширять до бесконечности. Так, многие полковые священники во время боя просиживали в обозах, госпитальные ограничивали свои обязанности напутствием умирающим и погребением умерших и т.д.». Понимая недостаточность самоотдачи и служения священства в армии, отец Георгий Шавельский смотрел на это шире. Он видел военного священника прежде всего как главного помощника командира по военно-патриотическому воспитанию личного состава.

Военный священник — новые задачи служения

С 1-11 июля 1914 года под руководством протопресвитера Георгия Шавельского в Санкт-Петербурге состоялся первый в российской истории Собор военного духовенства. Участие в Соборе принимали 49  священников, которые представляли 40 армейских и девять морских округов Российской Империи. На Соборе работали секции, посвященные богослужениям, учительству военного пастыря, по работе библиотек, о духовной миссии священства в войсках. Рассматривались вопросы правового статуса   военного священника, положении морского духовенства и другие вопросы.

Главный военный священник Первой мировой войны-1.

Георгий Шавельский вспоминал «Работа, общение членов съезда, состоявшего преимущественно из благочинных, главное же – обстоятельное, всесторонне обсуждение съездом вопроса, что, где и как должен делать священник на войне, имели большое значение для всего последующего служения военного и морского духовенства в Великой войне». Могу смело сказать, что с тех пор, как существует военное духовенство, оно впервые только теперь отправилось на войну с совершенно определённым планом работы и с точным понятием обязанностей священника в разных положениях и случаях при военной обстановке: в бою и вне боя, в госпитале, в санитарном поезду и пр.». Собор военного духовенства изменил форму деятельности военного духовенства перед самой Великой войной. Собор разработал инструкцию обязанностей военного священника на поле боя и в тылу.

19 июля 1914 года Георгий Шавельский получил из Военного министерства телеграмму о объявлении Германии войны с Россией. На протяжении всей Первой мировой войны местом службы отца Георгия была ставка Верховного главнокомандующего в Барановичах. Потом же в 1915 г. ставка переехала в Могилёв, где Георгий Шавельский продолжал нести духовное окормление русской армии. Отец Георгий был близок к великому князю Николаю Николаевичу, участвовал в военных советах и имел право лично докладывать императору о положении дел. В 1915 г. было создано Управление протопресвитера военного и морского духовенства.

Новая эпоха военного священника отца Георгия Шавельского

События 1917 года изменили жизнь не только всей Российской Империи. Отречение Николая II, смута, переворот, приход к власти большевиков и гражданская война изменили жизнь Георгия Шавельского. В сентябре 1918 года отец Георгий решением Витебского совета рабочих депутатов был приговорён к смертной казни. Отец Георгий сумел сбежать и добраться до Киева. Потом он жил в Ялте в гостях у великого князя Николая Николаевича. Перебравшись в Екатеринодар возглавил духовенство Добровольческой армии. В апреле 1920 года эмигрировал в Болгарию, где перешёл в Болгарскую Православную Церковь. Отец Георгий предстал перед Богом 2 октября 1951 года в Софии.

Знавший отца Георгия лично епископ (князь) Иоанн (Шаховской) писал о нём: «…В о. Георгии не было того, что так часто и в наши дни губит церковную жизнь — провинциализма. … В о. Георгии была, если можно так выразиться, духовная великодержавность. Он умел смотреть в сущность вещей. Дела „сего мира“ не затмевали в нём веры.»

Отец Георгий после своей жизни оставил много трудов, посвящённых Богу, вере и Добровольческой армии.

Добавить комментарий