День славянской письменности и культуры — наследие святых Кирилла и Мефодия

День славянской письменности и культуры - наследие святых Кирилла и Мефодия.
Фото: www.culture.ru

День славянской письменности и культуры (по церковному день святых Кирилла и Мефодия) празднуется в день памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, ведущих свою просветительскую деятельность в 9 веке.

День славянской письменности и культуры празднуется во многих славянских странах мира, но под другими названиями. Праздник, в честь памяти святых «солунских братьев» Кирилла и Мефодия, праздновался в давние времени почти у всех славянских народов. Под влиянием различных исторических и политических факторов традиция этого праздника у нескольких славянских народов была утрачена.

День славянской письменности и культуры: история создания праздника

В России празднование памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая (по старому стилю 11 мая) было установлено в 1863 году решением Священного Синода. Исторические события начала XX века и изменение политической ситуации в России государственное празднование дня в честь святых Кирилла и Мефодия отошло в «исторический архив». Только в 1985 году к 1100-летию представления святого равноапостольного Мефодия 24 мая был объявлен как день, когда отмечается «праздник славянской культуры и письменности». 30 января 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР  День славянской письменности и культуры стал праздноваться ежегодно.

День славянской письменности и культуры объединяет церковную и светскую культуры. Согласно преданию святые Кирилл и Мефодий кроме создания славянской письменности под названием Кириллица так же были переводчиками и проповедниками Евангелия. Кирилл и Мефодий причислены к равноапостольным как проповедники веры христианской среди язычников.

Жизнь святых Кирилла и Мефодия воспоминается в День славянской письменности и культуры

Святые Кирилл и Мефодий были братьями, старшим среди семи братьев был Мефодий, а младшим Константин (Кирилл). Родились браться в городе Фессалоники (Солунь) в семье многодетного военачальника по имени Лев. По одной из распространённых версий будущие равноапостолы были греческого происхождения, хотя некоторые историки утверждают, что братья были славянского происхождения. Одним из факторов славянского происхождения братьев было то, что они в совершенстве владели славянским языком, хотя это обстоятельство многими историками критикуется. Болгарские историки считают «солунских братьев» болгарами и причисляют их к болгарскому происхождению.

Следует учесть, что в Фессалониках разговаривали на двух языках — греческом и славянском с солунским диалектом. На славянском языке говорили проживающие в Фессалониках представители южнославянских племен — драговиты, ваюниты, сагудаты и смоляне. Лингвисты считают, что именно язык этих племен лег в основу церковно-славянского языка Кирилла и Мефодия.

В середине IX века братья Константин и Мефодий находясь в монастыре Полихрон на горе Малый Олимп (гора Улудаг, территория современной Турции) с единомышленниками решили создать славянскую азбуку.

День славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мефодий.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Согласно житию Кирилла и Мефодия в 1863 году к Константинопольскому императору Михаилу III обратился моравский князь Ростислав с просьбой прислать епископа и учителя для проповеди веры на своём языке. Император, обращаясь к Константину, сказал: «Слышишь ли, Философ, речь сию? Никто другой не может сделать этого, кроме тебя. Так на тебе дары многие, и, взяв брата своего игумена Мефодия, ступай же. Ведь вы с ним солуняне, а солуняне все чисто по-славянски говорят».

Михаил III и Патриарх Фотий отправили в Моравию Константина и Мефодия просто как миссионеров, не рукоположив  в епископы ни одного из них. Таким образом братья могли вести только просветительскую деятельность без права рукоположения в священнический сан.

Пребывая в Моравии Константин при помощи брата Мефодия и их учеников создали славянскую азбуку и перевели с греческого на болгарский язык основные книги применяемые при богослужениях.

До нашего времени представители науки спорят о том, какую азбуку создал Константин. Одни предполагают о создании глаголицы, а другие о создании кириллицы. Многие поддерживают, что «солунские братья» всё таки создали глаголицу.

Свидетельством времени создания славянской азбуки можно считать слова  болгарского монаха Черноризца Храбра, жившего во времена  царя Симеона. В своём произведении «О письменах» монах-историк  пишет: Если же спросишь славянских грамотеев, говоря: «Кто вам письмена создал или книги перевёл?», то все знают и, отвечая, говорят: «Святой Константин Философ, названный Кириллом — он нам письмена создал и книги перевёл, и Мефодий, брат его. Поскольку ещё живы, видевшие их». И если спросишь: «в какое время?», то знают и говорят: «Во время Михаила, царя греческого, и Бориса, князя болгарского, и Ростислава, князя моравского, и Коцела, князя блатенского, в год от сотворения всего мира 6363».

В начале февраля 869 года Константин слёг от болезни, принял схиму под монашеским именем Кирилл. 14 февраля 869 года Кирилл умер и был похоронен в Риме в Церкви святого Климента.

День славянской письменности и культуры. Церковно-славянская азбука.
День славянской письменности и культуры. Церковно-славянская азбука.

В 870 году Мефодий был рукоположен в сан архиепископа Моравии и Паноннии. Активная деятельность Мефодия и его учеников по распространению славянского богослужения и письменности проходила в борьбе и в сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство активно боролась при помощи властей с деятельностью Мефодия и его учеников. В 871 году Мефодия арестовали и он был заключен в монастыре Швабии на два с половиной года. После освобождения Мефодий увидел другой церковный мир. Богослужения проводились на латинском языке, а проповеди можно было проводить на славянском. Мефодий со своими учениками продолжал работать над переводом богослужебных книг. Им были переведены Ветхий Завет и святоотеческие книги.

В 885 году Мефодий заболел и 4 апреля в Вербное воскресение он попросил отнести его в храм. В храме он произнёс свою проповедь и в этот же день скончался. Отпевали архиепископа Мефодия на трёх языках — славянском, греческом и латинском.

После смерти Мефодия противниками славянского богослужения на его учеников начались гонения. Кого из них убили, кто-то сбежал, а кого-то продали в рабство в Венецию. Ближайших учеников Мефодия посадили в тюрьму, а потом выпустили, выслав из страны. Славянские книги, как и славянское богослужение, были запрещены. Труды Кирилла и Мефодия, их сочинения и переводы были уничтожены. Дело Мефодия продолжили его ученики — Климент, Наум и Ангелларий, которые поселились в Болгарии.

Болгария в те времена находилась под влиянием Византии. В конце IX- начала X века  один из учеников Константина (Кирилла) создаёт письменность похожую на стиль греческого письма. Это письмо впоследствии была названа «кириллицей» в честь о человеке, который оставил свой след в создании азбуки для славянской речи.

«Аз, Буки, Веди, Глаголъ, Добро, Есть, Живете, Зело, Земля, И, Иже, Како, Люди, Мыслете, Наш, Он, Покой». Так начинается алфавит кириллицы как «послание к славянам». Один из вариантов перевода первых пятнадцати букв гласит: «Я знаю буквы: письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям — постигайте мироздание».

День славянской письменности и культуры является не только днём празднования создания славянской письменности, а так же днём всеобщего поминовения двух великих людей. Они, своими трудами и личным жизненным подвигом, через личное подвижничество и подвиг своих учеников изменили мир. Святые Кирилл и Мефодий как славянские первоучителя стали символом как объединения славянских народов, так и самоопределения культур народов под общим названием «славяне».

Игорь Мартынов

Добавить комментарий