История благотворительности в России

История благотворительности в России.

История благотворительности насчитывает столько же тысячелетий, сколько и человеческое общество и развивается, вместе с ним, по сей день. Как она зародилась? Просто однажды кто-то у кого ресурсов больше, поделился с тем, у кого их меньше подав пример своим соплеменникам. Ошибочно полагать, что милосердие и благотворительность знакомы только человеческому сердцу. Не чужды они и братьям нашим меньшим, причем часто в качестве облагодетельствованных оказываются люди. Волки, выкармливающие человеческих детенышей, потерявшихся в лесу, дельфины, спасающие тонущих людей, собаки и кошки участвующие в программах психотерапевтической помощи и множество других случаев доказывают, что доброта не прерогатива, а скорее обязанность человека.

Попытки ввести благотворительность в качестве не разовой акции, а одной из постоянных форм деятельности общества были предприняты на протяжении истории человечества во всех уголках планеты, в каждой из стран. Особенностью наших предков – славян, была открытость, сплоченность, чувство долга перед общиной. Каждый человек рассматривал себя как члена рода, а не индивидуальную личность, и, если случалась беда, даже самая дальняя родня готова была прийти на помощь.

История благотворительности в России

История благотворительности в том виде, в котором мы наблюдаем ее сейчас, как помощь малоимущим слоям населения, формировалась благодаря деятельности монастырей, когда церковь была неотделима от государства. Именно она брала на себя обязанности по обеспечению и защите неимущих. Под покровительством церкви строились первые богадельни и больницы. Хотя и сейчас, когда на себя эту функцию перебрало государство, милосердие и благотворительность по-прежнему остается одной из основных обязанностей церковных служителей. Правда здесь, как и везде срабатывает человеческий фактор.

Государство активно включилось в процесс улучшения жизни малоимущих к концу XVII века. При Петре I был открыт первый в империи воспитательный дом для детей-подкидышей. Екатерина II, а позже супруга Павла I Мария Федоровна принимали активное участие в судьбе российских сирот, выделяя значительные пожертвования на развитие воспитательных домов. Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, практически все свое содержание передавала на пособия для нуждающихся не афишируя этого, так что о многих ее добрых делах стало известно только после ее смерти.

Многие члены царских семей творили добро от чистого сердца, помогали им в этом и представители купечества. История благотворительности России насчитывает множество имен предпринимателей разных сфер деятельности и разного достатка, которые благодаря своей социальной активности приобрели широкую популярность как у себя на родине, так и за ее пределами. Они строили для своих рабочих бесплатное жилье, родильные дома, ясли, богадельни и т. д. Со временем при фабриках начали возникать целые городки, такие как Кострома, Орехово-Зуево и многие другие.

Милосердие и благотворительность оказались выгодными как для принимающих, так и для дающих. Расходовались средства очень экономно, проводились через бухгалтерию фирмы, а сами благотворители после постройки объекта на всю жизнь входили в его попечительский совет. Получившие строго воспитание в христианской вере предприниматели считали благотворительность естественным и необходимым делом.

Со становлением СССР история благотворительности для нашего народа претерпела сильные изменения. В стране всеобщего равенства не могло быть разделения на богатых и бедных, оттого терялся сам смысл этого вида деятельности. Милосердие и благотворительность стали делом личного выбора и никоим образом не могли быть выведены на государственный уровень. Однако люди имели социальные гарантии, чего мы, к сожалению, не имеем на данный момент. В современных реалиях необходимость существования благотворительных фондов неоспорима и чем больше людей будут подключаться к благому делу, тем лучше. Напоследок хотелось бы привести одну притчу, которая как нельзя лучше показывает, что благотворительность – это не глупость, прихоть или способ возвышения дающего, а потребность человеческой души.

Игорь Мартынов
Игорь Мартынов недавно публиковал (посмотреть все)

Добавить комментарий