Свято-Троицкий Лютиков монастырь

Вид на Свято-Троицкий Лютиков монастырь со стороны села Корекозево.
Вид на Свято-Троицкий Лютиков монастырь со стороны села Корекозево. Фото: Игорь Мартынов / Сетевое издание «Отечество и вера».

Свято-Троицкий Лютиков монастырь — текст на указателе, который мы увидим по пути из Калуги в Оптину пустынь, проезжая самое длинное в России село Корекозево Перемышльского района Калужской области.

Именно на этом пути находился когда-то Московско-Киевский тракт, по которому шли богомольцы Святой Руси в Киево-Печерскую лавру. От Калуги и до Киева шли паломники из года в год, из десятилетия в десятилетия, к печерским святым, воздавая молитвы Образу Пресвятой Богородицы Печерской.

Село «Корекозево» означает в переводе с тюрского «чёрный монах». Сейчас, в первой половине XXI века с центральной улицы села виднеется одинокая часовня, строящийся кирпичный храм и домик с сараем. Здесь, на берегу реки Ока, уже в XVI веке стоял некогда знаменитый и богатый своей историей Свято-Троицкий Лютиков монастырь.

Свято-Троицкий Лютиков монастырь. Создание обители.

Время основание обители не богато фактами и достоверными источниками. Точная дата основания монастыря не известно. Первые упоминания в документах XVI века указывают на князей Воротынских, которым в то время принадлежала местность вокруг монастыря.

Свято-Троицкий Лютиков монастырь во времена Российской империи.
Свято-Троицкий Лютиков монастырь во времена Российской империи.

Первый настоятель обители в сане архимандрита Авраамий оставил на полях рукописного монастырского церковного устава несколько заметок, которые впоследствии стали единственным свидетельством состояния обители в XVI веке. На полях церковного устава сохранилась запись, текст которой говорит о вкладе «на новые» в дом Живоначальной Троицы: «7067 года (1559 от Р.Х.) июня в 17 день даю сию книгу в дом Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря на новые Ногай Иоаннов сын Медведев, при игумене Венедикте». Это говорит о том, что в 1559 году монастырь уже существовал имея своего игумена. Именно эта дата является официальным началом появления Свято-Троицкого Лютикового монастыря в истории России.

Так же мы можем прочесть упоминание о князьях Воротынских, жизнь которых была тесно связана с историей монастыря: «В сий день память творити на преставление по Князи по Владимире по Ивановиче по Воротынском: корм большой и питие братии с выносом из трапезы, а милостыни и казны рубль на братию, а дано по нем на ту память в дом к Живоначальной Троице село Ладыгино, да деревня Ноздринская».

Свято-Троицкий Лютиков монастырь своё название, по предположениям историков, получил от имени монастырского надсмотрщика Лютика. Но есть и более впечатляющее устное народно-православное предание, уводящее нас во времена создания Оптиной пустыни. Тогда два рассекающихся разбойника по прозвищу Опта и Лютый основали монастыри. Первый получил название Оптина пустынь, а второй Лютиков монастырь.

Внутреннее убранство часовни Свято-Троицкого Лютикова монастыря.
Внутреннее убранство часовни Свято-Троицкого Лютикова монастыря. Фото: Игорь Мартынов / Сетевое издание «Отечество и вера».

Свято-Троицкий Лютиков монастырь в 1563 г. посещал царь Иван Грозный во время своей поездки в Оболенск, Перемышль и Калугу. В тех же заметках церковного устава, как свидетельство, мы увидим приписку о посещении Грозным царём Лютикова монастыря: «В сий день служить Архимандриту собором молебен и литургию про Государево Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руссии здравие; в трапезе на братию корм большой торжественный и питие с выносом».

Приписки  на страницах церковного устава говорят нам о том, Свято-Троицкий Лютиков монастырь был «От Царь, и от Бояр, и от богатства поставлени», имея покровительство богатейших людей того времени.

 

Тяжёлые годы обители

В 1595 году крымские татары опустошали Козельский, Мещовский, Перемышленский и Воротынский уезды. Нашествие разорителей земли русской не обошло и обитель. Лютиков монастырь сильно пострадал. Царь Иван Грозный отправил против Крымских татар калужского воеводу М.А. Безнина. Татары были настигнуты на берегах Выси и разбиты. На короткое время обитель получила возможность мирной молитвенной монастырской жизни.

Уже в 1611 году Свято-Троицкий Лютиков монастырь, как и все монастыри этого края, были «без остатку разорены и выжжены Литовскими людьми». Смутное время нашего Отечества оставило свой исторический след в летописи монастыря. Литовский гетман Ян Сапега не раз своей шайкой разорял монастырь. В 1612 году монастырь разграбил литовский гетман Сагайдачный.

После похода зарайского воеводы Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина депутатом Земского собора 1613 года стал настоятель Лютикового монастыря архимандрит Савватий. На грамоте об избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова стоит подпись настоятеля Свято-Троицкого Лютикового монастыря.

Спустя два года Лютиков монастырь разграбил союзник Лжедмитрия II гетман польский полковник Александр Лисовский. Разорения обители «литовскими людьми» продолжались. В 1617 году обитель испытала грабёж полковника Опалинского, полковника Чаплинского и того же Лисовского.  В 1619 году по дороге на Москву украинский гетман Пётр Сагайдачный вновь разорил монастырь.

Восстановление монастыря после Смутного времени

Лишь спустя десятилетия после смутного времени Свято-Троицкий Лютиков монастырь начинает восстановление и благоустройство. В 1653 году Богданом Матвеевичем Хитрово монастырь стал возобновляться, обустраиваться и расширятся. Были возобновлены Троицкий собор с усыпальницей бояр Хитрово, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы со звонницей и построена церковь Иова Многострадального.

Богдан Матвеевич Хитрово. Боярин и оружейничий царя Алексея Михайловича, впоследствии Фёдора Алексеевича. Основатель городов-крепостей Карсуна и Симбирска. Богдан Матвеевич был владельцем знаменитого Евангелия Хитрово, названного в честь его имени. Рукописное Евангелие-Апракос конца XIV века было подарено боярину Богдану Хитрово царём Фёдором Алексеевичем. Рукопись Евангелия относится к московской школе Феофана Грека, а ряд миниатюр приписывается Андрею Рублёву. Евангелие Богдан Хитров подарил в дар Троице-Сергиевой лавре. В настоящее время знаменитое Евангелие хранится в Российской государственной библиотеке. Богдан Матвеевич Хитрово умер в марте 1680 года.

Евангелие Хитрово - рукописное Евангелие-Апракос конца XIV века.
Евангелие Хитрово — рукописное Евангелие-Апракос конца XIV века.

Похоронен в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Богдан Тимофеевич завещал, что бы после его смерти всех подневольных крестьян его сёл и деревень отпустить на волю. Это было выполнено царём.

Благоустройство монастыря продолжалось вплоть до середины XVIII века благодаря представителям фамилии Хитрово. К этому времени монастырь насчитывал 21 монаха, стал третьеклассным, были построены каменная ограда с башнями, каменные кельи и состоял в ведении ректоров духовной семинарии.

Только в 1894 году, при назначении игуменом монастыря бывшего воспитанника Оптиной пустыни отца Герасима Лютиков монастырь начинает улучшать своё духовное и материальное благосостояние. Главной причиной этого является установление строгого порядка в монастыре отцом Герасимом. Это время некоторые называют «периодом Оптинского подъёма» Лютикова монастыря.

Свято-Троицкий Лютиков монастырь в первой половине двадцатого века.

Февральские и октябрьские события 1917 года сильно повлияли на жизнь монахов и на будущее монастыря. С приходом к власти большевиков в 1918 году Свято-Троицкий Лютиков монастырь был закрыт.

За годы советской власти Свято-Троицкий Лютиков монастырь был практически разрушен, разграблен и разорён. Имущество монастыря было конфисковано новой властью и разграблено местным населением. Ценности монастыря были конфискованы, разграблены и частично стали экспонатами музеев и частных коллекций.

1918 год – это начало периода, когда в бывшей Российской империи началась гражданская война, новое «смутное время». По всем бывшим уездам и губерниям проходили грабежи и погромы, конфискации и «экспроприации». Этого не удалось избежать монастыря и церквям Калужской губернии, в том числе Лютикова монастыря.

По архивным данным уже в 1918 году местные крестьяне самовольно захватывали чужое имущество. Новая советская власть частично эти грабежи останавливала, но также и принимала в этом участие. У власти находились люди, пользующиеся особым «мандатов», позволяющим наживаться.

Свято-Троицкий Лютиков монастырь. Часовня.
Свято-Троицкий Лютиков монастырь. Часовня, где проходят молебны. Фото: Игорь Мартынов / Сетевое издание «Отечество и вера».

В тоже время не очень хорошо ладилось во взаимоотношениях между насельниками Лютикова монастыря. «Дело о запрещении священнослужения бывшего настоятеля Перемышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря иеромонаху Антонию. Начато 13 июля 1918 г., окончено 26 июля 1918 г.» или «Дело о перемещении иеродиакона Свято-Троицкого монастыря Ювеналия и монаха того же монастыря Павлина в Мелхисидекову пустынь. Начато 22 марта, окончено 19 октября 1918 г.» говорят о нам о различных настроениях в среде монашествующих. Что привело к ужасающим последствия.

Так, в августе 1918 года в Лютиков монастырь прибыла комиссия для конфискации лошадей. Члены комиссии встретили сопротивление как монахов, так и местных крестьян. Под руководством игумена монастыря Иосифа были схвачены члены комиссии в составе десяти человек и, согласно документам, часть ( с привязанными камнями) бросили в реку Оку, часть избили и заключили в монастырских помещениях.

В связи этих событий состоялось собрание в присутствии игумена и иеродьякона Пафнутия на котором решили вооружиться и идти разоружать Совет, конфискуя оружие во всех советских учреждениях. После коротких конфликтов с войсками бунт в селе Корекозево был подавлен. В ходе расследования было установлено, что восстание монахов и местных крестьян против Советской власти является фактическим событием. Свято-Троицкий Лютиков монастырь дорого расплатиться за участие монахов обители в бунте.

За участие в восстании, что является признаком намерения свергнуть Советскую власть монахи Иосиф, Авксентий, Иассон, Пафнутий, Никанор, Корнилий и Иоаникий были расстреляны. К высшей мере наказания так же были приговорены крестьяне, принимавшие участие в восстании.

Возрождающийся Троицкий храм в обители.
Возрождающийся Троицкий храм в обители. Фото: Игорь Мартынов / Сетевое издание «Отечество и вера».

Троих монахов расстреляли в Калуге, а остальных вместе с крестьянами в местечке «могилки» на южной стороне села Корекозево. На этом месте раньше хоронили умершую от болезней скотину.

«Приказ штаба войск по водворению революционного порядка в Перемышльском уезде Калужской губернии 13 августа 1918 г., № 203, село Корекозево.

На основании ст. 5-й декрета о свободе и совести и церковных религиозных имуществ 23 января 1918 г., Троицко-Лютиков монастырь в селе Корекозеве Андреевской волости Перемышльского уезда Калужской губернии за участие монахов во главе с игуменом Иосифом в восстании против Советской Власти, за призыв крестьян набатным звоном, за допущение насилия и убийства: Члена Исполнительного Комитета Перемышльского Уездного Совета тов. Матвеева, Члена Комиссариата Земледелия тов. Кураева, служащих в военном Комиссариате тов. Закалина, Ракчеева и милиционеров тов. Смольянинова и Мишина, за антиправительственную агитацию упраздняется.

Для приёма монастыря, учёта и составления описи всего имущества назначается комиссар тов. Прокопчик, и всё монастырское имущество, как Народное Республиканское достояние, в силу статьи 13 того же декрета отбирается от монастыря, как от упразднённой настоящим приказом приходской общины.

Тов. Прокопчику принять все меры к должному охранению имеющихся двух в монастыре храмов. Всем монахам, не причастным к восстанию, в 7-дневный срок предложить оставить монастырь и пределы Калужской губернии, обязав таковых подпискою.»

Свято-Троицкий Лютиков монастырь был закрыт и оставшиеся монахи решением Калужского епархиального совета переведены в другие монастыри Калужской, Курской и Тульской областей. Позже в монастыре открылась МТС, деятельностью которой управлял зять К.Э. Циолковского Е.А. Киселёв. В монастырь приезжал Константин Эдуардович, осматривая старую обитель.

В 1924-1926 годах Свято-Троицкий Лютиков монастырь был включён в списки памятников архитектуры Калужского края. Благодаря этому были сохранены фотографии того, что было утеряно с годами. В 30-х годах 20 столетия Свято-Троицкий Лютиков монастырь был снят с музейного учёта и был передан колхозу имени «1 мая». Большая часть камены построек монастыря была разобрана на кирпичи из которого сделали колхозные сараи, водонапорную башню, частные дома и почту. В 1974 году территорию разрушенного монастыря обследовали калужские краеведы. Были обнаружены остатки могильных плит рода Хитрово. Краеведы сняли с плит оттиски и сфотографировали. Тем не менее плиты не сохранили и их местонахождение сейчас не известно.

Свято-Троицкий Лютиков монастырь в наше время

С 2013 года первым настоятелем и устроителем разрушенного монастыря становится иеромонах Оптиной пустыни Зосима (Ветров). Так, с благословения владыки Климента, митрополита Калужского и Боровского и молитвами оптинского старца схиархимандрита Илии (Ноздрина) началась возрождаться святая обитель на Калужской земле – Свято-Троицкий Лютиков монастырь.

Могила схиигумена Зосимы в монастыре.
Могила схиигумена Зосимы в монастыре.

Молитвами и трудами отца Зосимы в 2014 году обители вернули землю. Дан старт строительствоуТроицкого храма на месте разрушенного. 6 октября 2019 года иеросхимонах Зосим почил. За день до своего отшествия ко Господу батюшка Зосим принял великую схиму с именем Зосима, в честь прп. Зосимы Ворбозомкого.

На данное время восстановление монастыря продолжается. Настоятель монастыря иеромонах Савва (Петрушко), насельники и послушники продолжают монастырскую жизнь святой обители, имеющей не зримую связь со Свято-Введенской Оптиной пустынью. Свято-Троицкий Лютиков монастырь является частью великой истории непобедимого духа православной Руси.

Игорь Мартынов
Игорь Мартынов недавно публиковал (посмотреть все)

Добавить комментарий